Когда Гойе было поручено написать фрески в обители Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, он не знал, что украшает потолок того, что станет его мавзолеем. Сегодня это здание переоборудовано в музей, где под куполом покоятся останки художника, сцены которого он сам нарисовал. Присоединяйтесь к нам, чтобы познакомиться с этой жемчужиной, несравненным свидетелем арагонского гения.
Заметки об обители Сан-Антонио-де-ла-Флорида
Сан-Антонио Флориды
Храм расположен в мадридском районе Монклоа-Аравака, на одноименной площади. Это единственная сохранившаяся отшельница из трех, существовавших в испанской столице в честь святого Антония Падуанского.
Первый из них был построен в 1720 году в саду Ретиро по проекту архитектора в стиле барокко Хосе Бенито де Чурригера. Однако через несколько лет, в 1768 году, его снесли.
Позже Карлос III приказал итальянскому архитектору Франческо Сабатини построить новый монастырь недалеко от горы Принсипи Пио. Но он исчезает в 1792 году, уже во время правления Карлоса IV. Именно он закажет строительство еще одного здания после приобретения земель Флоридского дворца.
Архитектурные особенности
Фасад Сан-Антонио-де-ла-Флорида
Новый проект обители Сан-Антонио-де-ла-Флорида будет выполнять Филиппо Фонтана, который завершит работы в 1798 году. Старый дворец не сохранился, так как на его месте был построен Estación del Norte (сегодня Príncipe Pío). Тем не менее, работы Фонтаны останутся неизменными, включая фрески Гойи.
В этой конструкции мы видим серебряный греческий крест с короткими рукавами и изголовьем с полукруглой апсидой. Это очень сдержанное неоклассическое здание. Купол с фонарём на подвесках — главная достопримечательность.
Забота о сохранении фресок арагонского художника всегда была главной. В 1905 году скит был объявлен национальным памятником. Несколько лет спустя, в 1928 году, было принято решение построить «двойной» отшельник рядом с первоначальным.
Таким образом, культ будет отмечаться в этом новом храме, а другой будет сохранен как музей Гойи. Это определение было принято из-за того, что картины пострадали от дыма от свечей.
С XIX века фестиваль Сан-Антонио-де-ла-Флорида отмечается рядом с отшельником каждый 13 июня. В нем все еще проводится ритуал 13 булавок, чтобы призвать Святого Антония в качестве свахи.
Фрески Гойи в Сан-Антонио-де-ла-Флорида
Фрески Гойи — Diario de Madrid / Wikimedia Commons
Простой стиль здания — главный герой творчества Гойи. Десятилетие между 1790 и 1799 годами было очень плодотворным для мастера. Как первый камерный художник, он написал несколько своих самых известных портретов. Серия Los Caprichos открывает романтическую и сатирическую гравюру благодаря ее тематике, социальной критике и великолепному техническому качеству.
Но конец века не закончится для Гойи без одного из его главных заданий в качестве придворного художника: Карлос IV поручает ему украсить интерьер Сан-Антонио-де-ла-Флорида.
Поддержка Ховельяноса и Сааведры, близких друзей художника и просвещенных политиков, будет иметь решающее значение для его полной творческой свободы. Таким образом, с июня по октябрь 1798 года Гойя будет работать над своей большой росписью, и ему будет помогать его любимый ученик Асенсио Хулиа.
Тема фресок
Деталь фресок — Wikimedia Commons
Выбор темы уже сам по себе новшество. Гойя решает изобразить в своей иконографии одно из менее распространенных чудес святого Антония Падуанского. Отец святого был ошибочно осужден за убийство в Лиссабоне. По этой причине Святой Антоний отправляется туда и воскрешает жертву, чтобы дать показания против своего настоящего убийцы.
Момент воскрешения выбирается художником для запечатления на куполе. Чудо происходит под неусыпным присмотром около 50 человек. Он размещает всех своих персонажей вокруг перил. Преобразует средневековое лиссабонское общество в группы махас и чулапо скромного происхождения, чтобы воссоздать Мадрид того времени.
По этой причине, хотя тема и место переносят нас на религиозную сцену, Гойя идет намного дальше. Благодаря его верному отражению реальности и его личному взгляду, он дает нам здесь уникальное свидетельство без идеализированных видений.
В своде апсиды он развивает тему Поклонения Святой Троице с такими же характеристиками. Таким образом, повествование сосредотачивается на бедных и нищих, окружающих святого. Вокруг этих персонажей небесный суд.
Техника Гойи в Сан-Антонио-де-ла-Флорида
Что действительно новаторски в этом творении, так это техника и процедура, которые использует художник. Гойя порывает с устоявшимся, украсив купол самыми беспомощными слоями мадридского общества. Но он также продолжает нарушать все традиционные и академические правила стиля.
Деталь фресок — Wikimedia Commons
Вид при входе в скит открывается прямо на прекрасные фрески. Гойя использует trompe l’oeil, чтобы разместить фигуры вокруг фриза и окружить их перилами. Эти персонажи находятся в движении, их отношения динамичны. Группы взаимодействуют друг с другом, опираются на перила и создают великолепный оптический эффект.
В жестах присутствует абсолютный натурализм, многие испытуемые отвлекаются и даже не смотрят на святого. Сьерра-де-Мадрид виден на заднем плане композиции, имитирующей открытое пространство.
Гойя использует технику фрески, но мазками темперой. Художник добивается почти схематичных, рыхлых и очень энергичных линий. Вы почти можете увидеть стиль, предвосхищающий импрессионизм.
Цветовые контрасты и использование света превращают эту работу в целую «Сикстинскую капеллу». Черты лица персонажей близки к Лос-Капричосу, с выражениями, которые уступают место современности. Творческая свобода Гойи и отказ от академизма присутствуют как никогда.
И мы не должны забывать, что под куполом мы можем отдать дань уважения останкам этого великого художника. Художник, открывший новые горизонты в истории искусства.