Жан-Огюст-Доминик Энгр (1780-1867) — французский художник с уникальным стилем фьюжн. Хотя он развивает свои работы в рамках неоклассицизма, он не является строго академическим художником. Палитра Ingres, как никто другой, сочетает в себе романтизм, реализм и некоторую экзотичность, вдохновленную восточным искусством.
Но, прежде всего, Энгр — яростный защитник чистой линии, рисунка. Деликатность этого художника в том, что касается его особой интерпретации искусства, абсолютно безупречна.
Основные темы, освещаемые Ingres
Портрет принцессы Альберта де Бройля — Wikimedia Commons
Французский художник на протяжении всей своей карьеры культивировал разные жанры. Однако он особенно сосредоточился на трех:
- Исторический жанр, поскольку учителем Энгра будет Жан Луи Давид. Хотя они не разделяли один и тот же идеал художественной красоты, на него влияют классический стиль и любимая тема Давида. Кроме того, Энгр на протяжении всей своей жизни будет стремиться получить признание как исторический художник.
- Портрет, с которым он будет поддерживать сложные отношения любви-ненависти. В принципе, откажитесь от такого типа композиции. Однако в итоге он стал одним из официальных портретистов знати того времени, которого запечатлел на изысканных полотнах. Он даже сделает портрет Наполеона на троне.
- Пол женской обнаженной натуры, в которой мы можем увидеть наиболее аутентичный и чувственный Энгр. Женские фигуры имеют изысканный рисунок и извилистые формы. Это работы, которые он создает в рамках этой темы, в которой мы видим художника за пределами академизма того времени.
1
Ingres станет большим источником вдохновения для европейских школ девятнадцатого века, помогая их обновлению, предвосхищая художественную революцию начала двадцатого века.
Именно в этом последнем жанре увидят свет некоторые из самых выдающихся произведений Энгра. Давайте познакомимся с некоторыми из них более подробно, а также узнаем, где мы можем ими полюбоваться.
Великая купальщица или купальщица Вальпенсона
«Великая купальщица» — Питер Даттон / Flickr.com
Одна из его первых крупных обнаженных фигур была задумана Энгром в 1808 году, и сегодня мы можем полюбоваться ею в Лувре. Этот холст, масло, имеет значительные размеры, более метра в длину. Хотя он еще молодой художник, гармоничные линии и чуткое отношение к свету делают эту картину шедевром.
Мы созерцаем спокойную и тихую сцену, лишенную движения, с композицией, сфокусированной на обнаженной женской модели сзади. Фон уменьшен до минимального выражения, чтобы ничто не отвлекало, только кровать из белых простыней и зеленая занавеска.
Энгр демонстрирует здесь свой канон красоты: элегантно прорисованный торс, волнистые линии и изгибы, теплые тона, свет, падающий на спину, и скрытую чувственность. Экзотические черты очень присутствуют в композиции, помимо обнаженной натуры, в тюрбане, который носит главный герой.
С этого момента тема купальщицы будет постоянной в творчестве Энгра. Эта работа, в частности, выполняется в период его пребывания в Риме. Поэтому интерес, который мазок Рафаэля и классическое искусство вызывают у Энгра, ощутимый в этом произведении.
Одна из фундаментальных картин Энгра: Великая одалиска
«Великая одалиска» / Wikimedia Commons
Энгр написал это полотно примерно в 1814 году. Оно было заказано Каролиной, королевой Неаполя и сестрой Наполеона. Большой формат, сегодня эта картина хранится в Лувре. В этом случае востоковедный характер гораздо более присутствует и развит. Слово одалиска происходит от турецкого и относится к женщине, которая является частью гарема.
В этой картине мы видим наиболее подчеркнутые сладострастные линии. Женский персонаж лежит на спине на диване, но слегка поворачивает голову и смотрит на нас. Экзотические детали заполняют всю сцену, например, тюрбан в качестве головного убора, веер в руке или трубка, которая упирается в край кровати.
Тело модели длиннее, чем должно быть специально. Чтобы создать свой собственный идеал красоты, Энгр позволяет себе удлинить спину еще на несколько позвонков. Этот ресурс типичен для маньеризма, и таким образом художник подчеркивает чувственность персонажа.
Благодаря глубине и отсутствию фона, поскольку здесь имеет значение только первый термин, обнаженная кожа выделяется среди ярких деталей синих штор. И снова мы видим влияние Рафаэля и точное использование света, который омывает контур женщины.
Руджеро освобождает Анжелику
«Руджеро освобождает Анжелику» / Wikimedia Commons
Сделанный в 1819 году, это еще один предмет, который мы можем увидеть в Лувре, подписанный Энгром. Для этой работы он вдохновлен эпической поэмой Людовико Ариосто «Орландо фуриозо». Кроме того, вы будете разрабатывать различные версии этой темы.
Сцена разворачивается в чистейшем стиле рыцаря, спасающего девушку в беде. Руджеро верхом на гиппогрифе приходит на помощь красивой обнаженной женщине Анжелике, закованной в цепи и принесенной в жертву морскому чудовищу. Несмотря на динамичное действие, обнаженная женщина привлекает внимание.
Анжелика имеет ярко выраженную S-образную осанку. Таким образом, чувственные линии и ориентализм все еще присутствуют в этой фигуре, созданной Энгром.
Одалиска с рабом
«Одалиска с рабыней» — Wikimedia Commons
Французский художник завершил это полотно около 1842 года, и сегодня оно хранится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. Со временем обнаженные композиции Энгра становятся более сложными, добавляя персонажей и различные предметы.
В этой обстановке главный герой откидывается извилистым извилистым движением, слушая, как слуга играет на лютне. Завершает экзотическую композицию сад в глубине открытой комнаты и еще один стоящий слуга.
Ориентальная линия проявляется не только в выразительных формах рисунка и одежды, но и в веере и других элементах, которые Энгр размещает на кровати. По этому случаю он вдохновлен отрывком из «Письма из Стамбула», написанным леди Мэри Уортли Монтегю.
Кульминация искусства Энгра: Турецкая баня
Это одно из великолепных произведений Энгра. Сегодня он стал настоящей иконой и им можно любоваться в Лувре. Он сделал это в 1862 году. Если с Великой Купальщицей нам преподносят мазок молодого художника, то на этом высоком эротическом полотне Энгра было 82 года, и он так гордо расписывается в турецкой бане.
«Турецкая баня» — Wikiemdia Commons
Первое, что бросается в глаза, — это форма картины, тондо. Хотя изначально он был прямоугольным, в 1863 году Энгр решил придать ему круглый формат, чтобы имитировать вид, который заглядывает через замок, когда зритель созерцает произведение.
Единственное, что он использует, — это композиции в стиле ню, которые он писал на протяжении всей своей жизни. На заднем плане мы можем обнаружить великую одалиску, купальщицу Вальпинсон (играющую на лютне) или фигуру, напоминающую извилистое тело Анжелики. Другая одалиска, с поднятыми руками, кажется портретом первой жены Энгра, Мадлен.
Каждая из женских персонажей поглощена своим миром, не глядя друг на друга. Точно так же чувственность сцены увеличивается с парой, которая ласкает друг друга на переднем плане — акт храбрости со стороны Энгра с учетом времени.
Десятки обнаженных женщин, кажется, не отстают от музыки, которую слушают. Таким образом, Энгр, кажется, завершает здесь один из своих любимых жанров и знакомит нас со всей его конкретной вселенной.