В середине 7 века возникла и быстро распространилась новая религия. С Аравийского полуострова мусульманская экспансия шла на запад по всей Северной Африке, достигая Европы через Пиренейский полуостров и Центральной Азии на востоке. Рост был таким, что сегодня это вторая по популярности религия после христианства.
В этой статье мы хотим раскрыть некоторые фундаментальные данные, чтобы понять мусульманскую экспансию. Это явление было не только на духовном уровне, но и затронуло все сферы общества. Посмотрим, как происходило зарождение и распространение ислама.
Ислам и союз арабских народов
Копия Корана
До проповеди Мухаммеда арабский народ состоял из различных групп, которые были очень разделены и противостояли друг другу. Мухаммаду удалось объединить их, дав им миссию, судьбу, общее дело. Благодаря этому стало возможным развитие и рост исламской цивилизации.
Большая часть Аравийского полуострова состояла из пустынь, населенных независимыми кочевыми племенами, занимавшимися выпасом, грабежом и движением караванов, связывающих территории Йемена с Палестиной и Египтом. Это движение способствовало расселению кочевых народов вдоль маршрута. Основными центрами были Мекка, Медина, Янбо и Тайма.
Город Мекка был самым важным на этом торговом пути. Благодаря контактам, установленным с купцами из Сирии, Палестины и Персии, Мекка испивала еврейские и христианские влияния. Сам Мухаммад вырос среди этого смешения идей. Кем был Мухаммед и почему он сыграл решающую роль в формировании ислама??
Мухаммад и ислам
Мекка
Мухаммед родился около 570 года и провел детство в Мекке. Там он участвовал в караванинге и коммерческой деятельности, которая познакомила его с различными культурными сферами. Он женился на богатой вдове, что позволило ему сохранить эмоциональную и финансовую стабильность.
С этого момента Мухаммед начал развивать политическую и религиозную мысль, основанную на равенстве людей. Он разработал идею окончательного приговора, при котором каждый человек будет оцениваться по его действиям, а не по его происхождению или социальному положению.
Эта мысль была очень хорошо воспринята наиболее обездоленными слоями населения, которые не извлекали выгоду из доходов, полученных от коммерческих перевозок. Логично, что олигархии увидели в словах Мухаммеда большую угрозу своим привилегиям и поэтому начали преследование его личности.
Эта враждебность к Мухаммеду заставила его сменить город; он переехал в город Медину в 622 году. Этот эпизод известен как Хиджра и знаменует собой первый год исламской эры. Город стал прибежищем последователей Мухаммеда, которые пришли управлять городом.
Мухаммед в Медине
В течение десяти лет, что Мухаммед оставался в Медине, он настаивал на равенстве всех людей перед Богом. Эта проповедь равенства позволила расширить социальные основы мусульманского движения, включив в него очень разнородные группы. Таким образом, он подписал договор с жителями Медины, а затем и с другими народами.
Этот договор сделал Мухаммеда лидером политико-религиозного сообщества, состоящего из его последователей. Эта община, умма, имела надплеменной характер и была той, которая позволила начать войну против Мекки.
Мухаммед выиграл битву, он совершил паломничество в Мекку в 629 году и был признан их лидером. В 630 году весь Аравийский полуостров находился под контролем мусульман.
Мусульманская экспансия за пределы Аравийского полуострова
Как мы увидим, мусульманская экспансия была процессом, который происходил быстро и на территориях, где существовали крупные, хорошо консолидированные империи, чья военная мощь намного превосходила арабские силы.
В историографии много споров о факторах, сделавших возможным это расширение. Говорят о религиозных, политических и экономических причинах, а также о слабости Византийской и Персидской империй. Однако наиболее вероятно, что мусульманская экспансия материализовалась благодаря сочетанию всех этих факторов.
Экспансия в Месопотамию и Ближний Восток
Персеполис
Мусульманская экспансия за пределы Аравийского полуострова началась почти сразу после захвата Мухаммедом Мекки. В 633 году наступление было начато на территории нынешнего Ирака. Арабские группы быстро взяли под свой контроль территорию из-за приходящего в упадок государства, в котором находилась Персидская империя.
Начиная с 638 года новые завоеватели основывали такие великие города, как Куфа и Басра. В 640 году началось вторжение в Персию. Всего за десять лет империя пала, и начался стремительный процесс арабизации территории. Зороастрийская религия была утеряна, вместо этого сохранились ее язык и культура.
Византийская империя не была свергнута полностью, хотя и потеряла многие свои территории. Это также был процесс, который начался очень рано, в 633 году. Быстро, в 640 году, удалось завоевать территорию, которая сегодня принадлежит Сирии, которая стала провинцией с некоторой автономией, хотя и полностью арабизированной.
В 661 году Сирия была территориальной базой, на которой были созданы династия и империя, поэтому Моавия перенесла столицу халифата в Дамаск. В это время исламская культура окончательно урбанизировалась, став образцом цивилизации.
Мусульманская экспансия на запад
Оккупация Египта и Северной Африки
Каир
В 642 году, когда сирийская оккупация была укреплена, началось завоевание Египта. Сопротивление оккупации было минимальным. Несмотря на язык и его древнюю и великолепную историю, исламизация Египта была быстрой и глубокой.
После Египта они намеревались оккупировать остальную часть Северной Африки. На этих территориях проживали кочевые народы: ливийцы, нумиды, берберы и др. Сопротивление, оказанное этими народами, было сильнее, но мусульманам удалось быстро захватить экономический и политический контроль.
Оккупанты навязали свою религию, и оккупированные быстро приняли исламскую культуру, но не стали арабизированными. С захватом этих территорий был создан Магриб, территория, которая все больше отделялась от столицы халифата Дамаска.
Оккупация Пиренейского полуострова
Альгамбра
Со стороны Магриба рассматривалось вторжение на территории по другую сторону Средиземного моря. Таким образом, в 711 году они пересекли Гильбралтарский пролив и начали оккупацию Пиренейского полуострова.
В это время вестготское королевство находилось в ситуации внутреннего раскола, которым воспользовались мусульмане. После победы при Гвадалете в 711 году оккупанты не встретили чрезмерного сопротивления завоеванию со стороны испано-вестготского населения.
В 714 году почти весь полуостров находился под контролем мусульман. Они также предприняли попытку продолжить оккупацию за пределами Пиренеев, но в 732 году, после битвы при Пуатье, мусульмане отказались от надежд на продолжение севера.
С другой стороны, на Пиренейском полуострове с 718 г. начался процесс сопротивления со стороны христиан. В 722 году дон Пелайо остановил вторжение в Ковандонгу, а десять лет спустя мусульмане начали терять территории к северу от Дуэро. Несмотря на это, мусульманам удалось полностью заселиться, и Аль-Андалус был их домом более 700 лет.
Мусульманская экспансия на восток
Ислам также распространился по Средней Азии и Индии, но на этих территориях сопротивление вторжению было упорным. В 670 году территория современного Афганистана была оккупирована.
В 762 году халифат был перенесен в Багдад и началось завоевание Индии, которое было очень сложным. Было возможно исламизировать в значительной степени значительное количество жителей, но не удалось арабизировать население.