27 августа 1890 года в городе Филадельфия родился Эммануэль Радницкий, более известный под своим псевдонимом: Ман Рэй. Этот модернистский создатель — один из самых важных участников движений дадаизма и сюрреализма. Хотя его величайшая заслуга — авангардная, экспериментальная и новаторская фотография.
Его работы источают оригинальность и авангард. Далее мы покажем вам основные стороны жизни и творчества этого первооткрывателя искусства.
Ранние годы Ман Рэя в Нью-Йорке
Ман Рэй и Дали / Wikimedia Commons
Несмотря на то, что он сделал свои первые шаги в качестве танцора в Филадельфии, с переездом в Нью-Йорк его художественные интересы выросли. Там он начал работать гравером, учился в Национальной академии дизайна и часто посещал галерею Альфреда Штиглица, фотографа, который боролся за признание фотографии на художественном уровне.
В принципе, Ман Рэй посвятит себя живописи и скульптуре. Но как только вы возьмете в руки камеру, все изменится, и вы начнете с ней экспериментировать. Он проведет свою первую выставку в Нью-Йорке в 1915 году. Кроме того, вместе с Дюшаном и Пикабиа он основал в городе движение Дада.
Ман Рэй был в постоянном поиске иррационального, абсурдного и скандального, основных характеристик дадаизма. В 1920 году вместе с Дюшаном и Катрин Драйер он основал Société Anonyme, который организовывал различные выставки и конференции по авангарду и современному искусству.
Консолидация в городе Париж
Райограмма, 1922 г. / МоМА
Когда он переехал в Париж в 1921 году, когда он обнаружил, что его работы не продаются, Ман Рэй начал развивать свою фотографическую карьеру более серьезно. Так родились его первые авангардные произведения — лучограммы.
Это один из видов творений, которые создаются без фотоаппарата: абстрактные фигуры, получаемые путем экспонирования объектов на светочувствительной бумаге, которые впоследствии раскрываются.
С этих работ мы начинаем понимать композиции Ман Рэя. За каждым силуэтом стоит идея, концепция. Креативность этих причудливых изображений просто великолепна.
Таким образом он получит заслуженную славу и будет признан обществом как фотохудожник. Самые выдающиеся персонажи того времени хотели сфотографироваться для несравненного стиля Мана Рэя: Хемингуэй, Дюшан, Андре Бретон, Дали и т. Д. Каждый хочет попасть в объектив этого гения.
Ман Рэй или начало сюрреализма
В 1924 году произошло разделение дадаизма и сюрреализма. Американский художник будет считаться одним из основоположников сюрреалистического движения, полностью отдавшись ему.
В это время он разработал серию скульптур в рамках инициированной Дюшаном концепции ready-made: предметы быта, возведенные в разряд искусства. Один из лучших примеров Ман Рэя в этой области — тоже любопытный анекдот.
«Несокрушимый объект» — Фред Ромеро / Flickr.com
Художник покупает метроном и добавляет к маятнику фотографию вырезанного глаза. Он называет это «Объект, подлежащий уничтожению». Когда восемь лет спустя его партнер Ли Миллер уходит от него, Ман Рэй впадает в глубокую депрессию.
Таким образом, он заменяет фотографию безымянного глаза фотографией своего возлюбленного, изменяя название произведения на Объект разрушения. Таким образом, создайте новое чувство, поразмышляйте о силе любви, которая гипнотизирует так же, как метроном при раскачивании.
Это приглашение освободить себя от этой цели. Предложение, которое очень серьезно восприняли некоторые студенты 24 года спустя на выставке в Париже, когда они уничтожили произведение. На деньги, которые Ман Рэй получил от страховки, он купил 100 метрономов и переделал работу в серию. Кроме того, он снова изменил название на «Несокрушимый объект».
Таким образом, Ман Рэй полностью меняет смысл своего творения, торжествуя любовь и искусство. В настоящее время репродукции этого любопытного произведения находятся в Музее королевы Софии и Музее современного искусства.
Чувственность в творчестве Мана Рэя
‘Мерет Оппенгейм, обнаженная и лежащая’, 1932 / Museo Reina Sofía
Оставив свою работу скульптора и вернувшись в 1924, набег Ман Рэя в сюрреализм заставит его развить одну из своих главных тем: обнаженную натуру. Обычно это воплощают роковые женщины с большими дозами эротики и двойными чтениями.
На создание многих из этих фотографий его вдохновила известная модель и муза Кики де Монпарнас. Таким образом, его образ навсегда запечатлен в таких шедеврах, как «Скрипка» Энгра. Тело женщины напоминает этот инструмент в композиции, играющей с живописью и фотографическим дизайном Энгра.
Короче говоря, Ман Рэй показывает, что фотография — это искусство. В 1930-х он продолжит эксперименты и проведет серию «Соляризации», выставляя свет на негативы. Кроме того, он начинает снимать авангардные короткометражки.
Последние годы карьеры
«Слезы» — фотографии Майки Си / Flickr.com
Когда в 1940 году нацисты вошли в Париж, Ман Рэй бежит в Соединенные Штаты и будет жить между Голливудом и Нью-Йорком. Он преподает в классах и женится во второй раз в 1946 году, отмечая двойную свадьбу с Максом Эрнстом и Доротеей Таннинг.
Однако в 1951 году он вернется в свою любимую Францию, чтобы прожить там до конца своих дней. В 1973 году Метрополитен в Нью-Йорке посвятил ретроспективу всем своим фотоработам. Таким образом, Ман Рэй сможет закрепить место, соответствующее этой форме визуального искусства.
Он умер 18 ноября 1976 года в Париже. Он был похоронен на кладбище Монпарнас, и его эпитафию можно прочитать «беззаботно, но не безразлично».
Сегодня уникальной работой Ман Рэя можно любоваться в музеях по всему миру, таких как Орсе или МоМА. Неутомимый создатель, который пытался показать нам, что скрывается за простым изображением. Он открыл новые горизонты и превратил фотографию в средство художественного самовыражения.
Короче говоря, это учит нас смотреть с другой точки зрения, обдумывать новые значения. Как говорил сам Ман Рэй:
Природа не создает произведений искусства. Именно мы и особая способность человеческого разума к интерпретации создаем произведения искусства.