Наскальное искусство запечатлено на камне. Хотя существует несколько методов, позволяющих сделать представление о скале видимым (например, гравюра и скульптура), этот вид искусства обычно ассоциируется только с живописью.
Еще один аспект, который необходимо прояснить, — это то, что наскальное искусство может соответствовать любому историческому моменту и любой культуре. Хотя, без сомнения, самым ценным наскальным искусством является то, что имеет самую большую древность, по этой причине его обычно связывают с доисторическими временами.
Формы наскального искусства обычно бывают геометрическими, схематичными, абстрактными или реалистичными. Используемые пигменты были получены из растений и минералов, которые были мацерированы и смешаны с животным жиром. Они использовали черный, красный и охристый цвета, в основном.
Эти типы выражений свидетельствуют о прогрессе в структуре мышления первобытного человека. Считается, что наскальное искусство имело ритуальный характер, дававший власть над охотой на животных, противоборствами с другими народами и повседневной жизнью первобытного человека.
1. Пещера Альтамира, «Сикстинская капелла» наскального искусства.
Репродукции в музее Альтамира
Пещера Альтамира находится в Сантильяна-дель-Мар, в Кантабрии (Испания). Пещера была заселена людьми примерно между 35 600 и 13 000 до н.э. Однако вход заблокировал оползень. Это позволило сохранить его интерьер в неприкосновенности до его открытия в 1868 году.
Эта пещера имеет длину 270 метров. Наиболее распространены изображения лошадей, бизонов, северных оленей и многих других. Это фигурки отличного качества и красоты. Некоторые из них монохромные, особенно черные, а другие выполнены в разных цветах. Некоторые фигуры реалистичны, другие — антропоморфны или абстрактны.
2. Пещера Шове (Франция)
Носорог в пещере Шове — Wikimedia Commons
Пещера Шове была обнаружена в 1994 году. Она находится в Ардеше, департаменте на юге Франции. В этом регионе есть множество пещер, представляющих большой археологический и геологический интерес. Считается, что он был заселен между 32000 и 25000 годами до нашей эры и содержит одни из самых старых наскальных рисунков, обнаруженных к настоящему времени.
В этом месте есть не только красивые наскальные рисунки, но и найдены окаменелые останки черепов медведей и горных козлов, а также следы детей в сопровождении взрослых. Кроме того, есть обугленные остатки старых домов и следы копоти от факелов, которые освещали внутреннюю часть этих вольеров.
Наскальные рисунки Шове изображают медведей, львов, гиен, пантер и сов, среди прочего. Он также содержит частичные человеческие фигуры, такие как «Венера», изображающая нижнюю половину женского тела. Кроме того, в качестве подписи ценятся химерические фигуры, наполовину люди и наполовину животные, а также ладони красной охры.
3. Наскальные рисунки Какаду (Австралия).
Картины в Какаду — Saint Amand / Wikimedia Commons
Национальный парк Какаду является домом для одной из самых больших концентраций наскального искусства в мире. Этому более 50 000 лет. Живописные выражения встречаются в каменных убежищах различных характеристик.
В них можно увидеть черепах, рыб, баранов, кенгуру, змей и опоссумов цвета охры. Существуют также другие типы фигур, которые, кажется, представляют различные шаманские ритуалы, связанные с лечением болезней. В остальных случаях встречаются сцены охоты и геометрические фигуры с точками и линиями.
Особенно примечательно то, что практика росписи по камню продолжается и по сей день. Эта древняя традиция пережила период от первобытного человека до современного человека, даже записывая прибытие европейцев на австралийский континент.
4. Пещеры на острове Сулавеси (Индонезия).
Живопись в Сулавеси — Санджай П. К. / Flickr.com
Считается, что наскальным изображениям, найденным в пещерах на острове Сулавеси, около 10 000 лет. Однако недавние исследования показали, что эти остатки относятся к палеолиту, то есть примерно за 40 000 лет до нашей эры.
Пещеры Сулавеси украшены очертаниями рук методом трафарета. У них также есть фигурки животных, таких как бабирусы, вид примитивных свиней с большими изогнутыми клыками на морде.
Эти пещеры показывают, что в то время как наскальные рисунки создавались в пещерах Испании или Франции во время последнего ледникового периода, в Индонезии то же самое делалось одновременно. Приближение к наскальному искусству вызывает эмоции, которые трудно объяснить. Это спонтанные, искренние выражения, которые отсылают нас к основам человеческого существа.