Вы могли бы написать страницы и страницы о различных аспектах Древней Греции, которые мы знаем сегодня. Традиционно эта цивилизация считалась источником западной культуры. Однако есть теории, указывающие на совсем другое.
В этой статье мы хотим раскрыть некоторые течения мысли, которые расходятся с этой эллиноцентрической и евроцентрической идеей. Они стремятся отделиться от идеи, что западная культура, культура современной Европы, является прямым следствием древней культуры европейского происхождения, считающейся центром цивилизации.
Руптуристское мышление отвергает точку зрения, согласно которой западная культура является подлинной логической эволюцией слияния греческого, римского и христианского мира.
Они утверждают, что западная культура — это, скорее, идеологическое изобретение немецкого романтизма 18 века. Но прежде чем мы углубимся в изучение этих тезисов, давайте рассмотрим некоторые характеристики Древней Греции.
Древняя Греция
Парфенон Афин
Это название исторического периода, охватившего примерно 1200 г. до н.э. до 146 г. до н.э. Это была культура, которая была расположена на нынешней материковой части Греции вместе с ее многочисленными островами. Эта культура характеризовалась, в основном, как цивилизация, ориентированная на море.
Суровая география Греции чрезвычайно затрудняла сельскохозяйственную деятельность и внутренние коммуникации. Это определило его морской, торговый и экспансивный характер. Они искали не только новые рынки, но и новые территории, где они могли бы поселиться и создать новые сообщества в форме колоний.
Таким образом, они расширялись через Средиземное море, образуя колонии на территориях, более благоприятных для сельскохозяйственной деятельности. Малая Азия, на побережье Анатолийского полуострова, на территории современной Турции, была одним из первых районов экспансии. Мы видим отражение этого персонажа в эпических поэмах, приписываемых Гомеру, «Илиаде» и «Одиссее».
Географические характеристики территории способствовали тому, что политическая организация Древней Греции характеризовалась системой, образованной городами-государствами. Назывались копами, ими управляли независимо.
Язык и система убеждений определяли идентичность граждан этого полиса как принадлежащих к одной и той же культуре.
Двое самых известных полицейских — Спарта и Афины. Последний вошел в историю как город демократии, несмотря на то, что 75% населения не имело права на политическое представительство. Только свободные люди могли участвовать в собрании. Женщины, рабы и иностранцы были исключены из этой системы.
Древняя Греция и западная культура
Дельфийский храм
Как мы указывали, культура Древней Греции считается основой, на которой было выковано то, что мы называем западной культурой. Это культура современной Европы, которая через империализм распространилась по всему миру, позиционируя себя как единственная «цивилизованная» культура.
Таким образом, Европа и ее культура окажутся в центре человечества, а другие культуры окажутся на периферии. Эта центральность была переведена в иерархические термины. Современная европейская культура позиционировалась как «цивилизованная» культура, к которой должны стремиться остальные культуры мира.
Таким образом, задачей европейского народа было распространять и «альтруистическим» способом предлагать другим возможность доступа к нему. Эта идея легитимировала современный европейский империализм.
Аргументы, которые хотят порвать с эллиноцентризмом
Аргументы, которые течения мысли используют, чтобы порвать с эллиноцентризмом, разнообразны. Кратко объясним самые важные.
1. Древняя Греция: эллинское и европейское пространство.
Театр Эпидавра
Современную Европу нельзя путать с Древней Грецией, поскольку эллинская культура была более тесно связана с Азией и Африкой. В этих местах жили великие цивилизации, признанные самими греками и вызывающие у них восхищение. Однако пространство, которое занимает современная Европа, отождествлялось с «варварским».
2. Запад против востока
Запад был представлен Римской империей, говорившей на латыни. Его граница проходила примерно на территории нынешних Хорватии и Сербии. Именно эллинский мир был идентифицирован как восточный. Мир, в котором говорили на греческом, с расширением, доходившим до границ Инда и птолемеевского Египта.
3. Присвоение образа великих философов.
Аристотель
Следует помнить, что Аристотель считал себя философом больше арабов, чем христиан. Его будут изучать как великого метафизика и логика Багдада задолго до того, как он прошел Толедскую школу переводчиков и оттуда прибыл в Париж в конце двенадцатого века. Западный христианский мир познакомился с ним через мусульманский мир.
4. Греко-римская культура и ее периферийное положение.
То центральное место, которое отводится классической греко-римской культуре, не было таковым. Его удаленность от евразийского региона держала эту западную культуру на периферии истории. Возможно, наиболее близкими к этому были эллинские империи, но эллинизм — это не Европа.
5. Возрождение и построение западной культуры.
С падением Константинополя началось новое слияние. Латинский западный начал сливаться с восточно-греческим против турецкого мира. В это время, игнорируя эллинисто-византийское происхождение мусульманского мира, начало формироваться ложное уравнение. В ней западный был суммой эллинистического, римского и христианского.
Эта формула, которая ставит греко-римскую культуру в центр мировой истории, полностью принимается и редко подвергается сомнению. Как то, что это действительно европейская культура.
Современная Европа заложила основы западной культуры на идее современности. Он избегал упоминания о том, что ее основы, греко-римская культура, не играли гегемонистской роли в древнем мире и были тесно связаны с азиатским и африканским миром.