Художник Антон ван Дейк (1599–1641) — один из величайших голландских художников в стиле барокко. Период, когда Нидерланды были необычайно плодородны художниками высшего уровня, такими как Рембрандт, Хальс, Вермейер или Рубенс, учеником которых был сам Ван Дайк.
И хотя он многому научился у этого великого мастера, правда в том, что Ван Дайк был более чем выдающейся личностью и сам стал одним из великих портретистов своего времени. Искусство, которым он занимался не только на родине, но и в разных частях Европы. Особенно в Англии, где он провел много лет и где он умер.
Ван Дайк, странствующий художник
Автопортрет — Wikimedia Commons
Уже в своем родном Антверпене юный Антон ван Дейк вскоре стал вундеркиндом и рано начал свое художественное образование. В 17 лет он начал работать с Рубенсом, который считал его своим лучшим учеником.
С этими гарантиями неудивительно, что возникли заказы, и вскоре он отправился путешествовать по Европе. Особенно в Италии, где он завершил свое обучение, увидев произведения классиков.
Он также сделал это для Англии, фактически, он окончательно поселился в Лондоне в 1632 году. Там он работал для самых важных деятелей своего времени, выполняя некоторые из своих наиболее значимых работ.
Портреты короля Англии Карла I
Тройной портрет Карла I — Wikimedia Commons
Среди персонажей, которых он неоднократно рисовал в своем приемном Лондоне, был английский король Карл I. На самом деле Карл I Стюарт стал его главным покровителем, и по этой причине художник изображал его на протяжении многих лет и в разных отношениях. От семейных портретов до других занятий конным спортом или охотой.
Другие портреты британской аристократии
Но за годы пребывания в Англии он нарисовал не только короля и его семью. Для него члены суда сыграли большую роль.
Количество заказов, которые он получил, было настолько велико, что ему пришлось организовать мастерскую, чтобы помочь ему в этой задаче. Хотя его гений очевиден в некоторых из этих работ, таких как Портрет Карлоса Людовико и Руперта или Портрет Томаса Вентворта, 1-го графа Страттфорда.
«Вы используете стеклянное зеркало, чтобы увидеть свое лицо; вы используете произведения искусства, чтобы увидеть свою душу ».
-Джордж Бернард Шоу-
Работы на религиозную тематику
Император Феодосий и святой Амвросий — Wikimedia Commons
Хотя это правда, что Ван Дайк вошел в книги по истории искусства как великолепный художник-портретист, не менее верно и то, что он работал в других жанрах на протяжении всей своей карьеры. А учитывая его исключительные способности к живописи, он также создал очень интересные работы на другие темы, например, на религиозное искусство.
Фактически, его началом было создание религиозных картин. И на протяжении всей своей жизни он продолжал принимать подобные задания. Однако, пожалуй, наиболее выдающимся его произведением священного характера является «Император Феодосий и святой Амвросий» 1620 года, произведение, олицетворяющее грех через императора и благочестие в присутствии святого.
Мифологические картины
Другая группа интересных картин, хотя и гораздо менее многочисленна, чем портреты и религиозные произведения, — это те, в которых он посвящен изображению мифологических эпизодов. И среди них можно назвать Любовь и Психею.
В этой работе он применяет все свои природные живописные способности, но на это повлияло все, что он видел в предыдущие годы в Италии, особенно в работах его восхищенного Тициана.
Ван Дейк и его учитель Рубенс
Портрет Изабель Брант — Wikimedia Commons
Бесспорно, путешествие через Италию оставило неизгладимый след в творчестве Ван Дейка. Но среди всех художников, которые повлияли на него на протяжении всей его жизни, ни один из них не оказал такого большого влияния, как годы, которые он провел с Рубенсом, который был его учителем и наставником, что открыло ему двери для многих клиентов в Европе.
Но у них были отношения, выходящие за рамки их профессиональных связей. Они подружились, и даже молодой Ван Дайк смог сделать портрет Изабель Брант, первой жены Рубенса, который он позже подарил своему учителю.
Однако ходят слухи, что Рубенс первым увидел большой талант своего ученика и понял, что в будущем он станет большим соперником. По этой причине он отвечал за облегчение отъезда Антверпена и заказов за пределы Нидерландов, но не из любви к искусству, а для того, чтобы убрать его с дороги.
Короче говоря, ревность и соперничество между художниками, примеры которых есть на протяжении всей истории.