На севере Италии, в регионе Эмилия-Романья, находится город Равенна. Хотя это не очень большой город, скрываемое в нем художественное богатство более чем удивительно. Равенна известна во всем мире своими византийскими и раннехристианскими памятниками, в частности, красивыми мозаиками, которые окружают эти здания.
Происхождение города точно не известно, но эти постройки помогают понять, что они восходят к древности. Эти работы были объявлены ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия с 1996 года. Точно так же они являются важным свидетельством истории Равенны и всей Италии.
1. Мавзолей Гала Плацидия
Потолки мавзолея Гала Плацидия
Первым сокровищем в списке является здание, предназначенное для захоронения сестры императора Гонория, Галы Плацидии. Это она сама построила его между 425 и 430 годами. В его архитектуре присутствует латинский крест, но это не самые выдающиеся характеристики.
Форма мавзолея уступает место истинным героям этого места, мозаикам, которые заполняют всю комнату. Они являются самыми старыми в Равенне, и их сохранность поистине достойна восхищения. Благодаря этому мы можем изучить степень совершенства этого прекрасного украшения.
Купол покрыт мозаикой, образующей звездное небо. В центре мы видим крест и символы евангелистов. Между тем на стенах появляются разные темы: мученичество святого Лаврентия, Добрый пастырь, растительные мотивы, геометрические орнаменты и т. Д. Целый компендиум, наполняющий интерьер цветом, неповторимая композиция.
2. Церковь Сан-Виталь-де-Равенна
Мозаики церкви Сан-Виталь
Это один из основных шедевров византийского искусства. Храм был реформирован и преобразован специально по приказу императора Юстиниана, освящающего церковь Сан-Виталь.
В нем выделяется стройный купол, отходящий от раннехристианской архитектуры. Тем не менее, снова все уходит на второй план, когда вы входите и созерцаете сценографию музиварии, созданную между 546 и 548 годами.
Детали этих мозаик невозможно передать словами, поскольку они представляют собой выдающийся образец декоративного искусства византийских времен. Центральная тема посвящена спасению людей Богом благодаря Евхаристии. Плитка имеет очень насыщенный цвет, слегка напоминающий классический стиль.
Достигнутый эффект является одним из самых ярких. В интерьере разворачиваются различные сцены из Ветхого и Нового Заветов. Самыми известными являются мозаики, на которых изображены император Юстиниан и императрица Феодора с их свитой. Однако украшение, о котором они никогда не узнают.
Словом, перед нами целая детально проработанная галерея узнаваемых портретов. Хотя есть реализм и внешность в выражении лиц, иератизм продолжает оставаться характерной чертой. Не осталось ни малейшего места для покрытия, поэтому ужас Vacui очевиден.
3. Неонийский баптистерий Равенны
Купол неонийского баптистерия
Хотя структура этого здания является одним из старейших в городе, оно было масштабно перестроено под епископством Неона между 450 и 475 годами. Именно тогда будут добавлены его прекрасные мозаики. Восьмиугольная форма здания типична для этого типа раннехристианских баптистерий.
Что необычно, так это орнамент на основе плитки. Центральная тема обнаруживается, когда мы смотрим вверх в центре купола: крещение Христа святым Иоанном Крестителем на Иордане. Кроме того, представлены около двенадцати апостолов. Вы найдете сотни причин остаться и полюбоваться этими мозаиками.
4. Арианский баптистерий.
Мозаика в арианском баптистерии
Это одно из самых маленьких зданий. Он был возведен в конце V века, став католической молельней после осуждения арианского культа. И снова его архитектура представляет собой восьмиугольный план, где главное украшение музея расположено в куполе.
Хотя тема снова — крещение Христа, технические и иконографические различия очевидны. Точно так же эту сцену окружает процессия из двенадцати апостолов. Сегодня стены не украшены, но археологические данные подтверждают, что сначала они были.
5. Мозаики базилики Святого Аполлинара Нового в Равенне.
Базилика Святого Аполлинара Нового
В принципе, весьма вероятно, что этот храм использовался как небная церковь, которая была разрешена для католического богослужения во время византийского завоевания. Здание было построено около 505 года по приказу Теодориха Великого, и его внешний вид уже примечателен. Фасад и цилиндрическая колокольня обращают на себя внимание на переднем плане.
Однако настоящее сокровище будет найдено внутри. Сегодня сохранились только мозаики на стенах центрального нефа, но их достаточно, чтобы поразить нас. Эти стены разделены на три отдельные части, наверху изображены сцены из жизни Христа.
В центральной полосе отражены изображения святых и пророков. В нижнем секторе мы видим самые известные мозаики: дворец Теодориха и порт Класса. Особого упоминания заслуживает представление о крещении с написанными на нем именами трех мудрецов. Короче говоря, полная иконография, на которой нужно остановиться.
6. Архиепископская часовня.
Архиепископская часовня — Инкола / Wikimedia Commons
Это здание было построено как частная часовня для епископов в епископском дворце, ныне музей. Среди разных комнат его галерей вы пройдете через разную красочную мозаику: розы, лилии и птицы перенесут вас в другой мир.
Уже внутри небольшой часовни мы увидим серебро в форме греческого креста. Украшение мусивария полностью покрывает интерьер. В частности, выделяется своеобразный образ воина Христа, сокрушающего льва и змея — обоих символов зла.
7. Базилика Святой Аполлинарии в Классе
Интерьер базилики Святой Аполлинарии
Это единственный из восьми памятников, которые можно найти не в Равенне, а в соседнем городе Классе. Но это не значит, что ему не хватает интереса, как раз наоборот. Внешне это может быть одно из самых величественных зданий, построенных в первой половине 6 века.
Внутри сверкают прекрасные греческие мраморные колонны. Сразу же наш взгляд упадет на апсиду и триумфальную арку, где мы будем лицезреть изысканное украшение на основе мозаики. Наверху — Христос с четырьмя евангелистами.
С другой стороны, в нижней части мы представлены в центре зеленой долины Святому Аполлинару, первому епископу Равенны. Он появляется в окружении верующих, которых символизируют двенадцать белых овец. Короче, чудо видеть.
8. Мавзолей Теодориха в Равенне.
Внешний вид мавзолея Теодориха
Это сооружение завершает список из восьми мест в Равенне, объявленных объектами всемирного наследия. Он расположен на окраине города и был возведен по указу Теодориха Великого около 520 г.
Он привлекает внимание тем, что сделан не из кирпича, а из белого истрийского мрамора. Это круглое двухэтажное здание. Однако в этом случае декор достаточно строгий, без мозаики.
Короче говоря, есть много причин посетить прекрасную Равенну. Вы даже можете отдать дань уважения великому поэту Данте Алигьери, похороненному в этом городе. Это город с сильной художественной и культурной привлекательностью, который нельзя пропустить.