Одна из первых универсальных выставок была организована в Лондоне в 1851 году. Они хотели показать, с одной стороны, технологические достижения, явившиеся результатом промышленной революции. С другой стороны, торжество либеральной экономической системы, сделавшей Англию гегемонистской державой на данный момент.
Этот конкурс имел ошеломляющий успех. Приблизительно 6 миллионов человек посетили и принесли прибыль в размере 200 000 фунтов стерлингов. В результате другие страны, также желавшие заявить о себе как о поборниках прогресса и модернизации, начали организовывать собственные выставки.
Некоторые из этих универсальных выставок проходили в Париже (1855, 1867 и 1889 гг.), Лондоне (1862 г.), Вене (1873 г.), Филадельфии (1876 г.) и Барселоне (1888 г.) и других. Различные выставки также проводились в Испании: Филиппины в Мадриде (1887), Иберо-американские в Севилье, Барселонский международный и Испанский миссионерский, все три в 1929 году.
Далее мы собираемся обратиться к некоторым аспектам значения и намерения этих экспозиций. Позже мы поговорим о выставках, которые проходили в Испании, и о том, какой след они оставили в этих трех городах: Мадриде, Севилье и Барселоне.
Универсальные выставки: проекция европейского «цивилизаторского» проекта.
Всемирная выставка Парижа 1900 года
Основной целью этих выставок было продвижение промышленности, торговли и завоевание новых рынков. В то же время это была практика, которая служила государствам для демонстрации своего экономического и промышленного потенциала. Таким образом, эти выставки позволили государствам рекламировать себя и заявить о своей позиции на международной арене.
Имперская власть и количество колониальных территорий, которыми обладали эти государства, были еще одним способом показать, какое положение они занимали в концерте «цивилизованных» наций. По этой причине эти выставки были устроены на сценах, которые хотели представить те колониальные народы, которые считаются «варварами».
Например, на Всемирной выставке в Париже в 1889 году был установлен колониальный город, разделенный на четыре зоны. В каждом из них были представлены разные аспекты арабского мира, океанических, африканских и азиатских культур. Постановка сделана европейской рукой.
Через этот колониальный город европейская «цивилизованная» публика могла наблюдать за живыми манекенами со всего мира, и они могли видеть, как они носят свою традиционную одежду, занимаются изготовлением и продажей изделий ручной работы, кулинарией, практикующими ритуалы. Короче говоря, они обратились к живому представлению культур, считающихся «нецивилизованными».
В этих маленьких театрах колониальные общества были представлены таким образом, что было легче проверить расовую разницу между «нами» и «другими». Для европейского зрителя эти выставки стали реальностью, но это была реальность, созданная европейцами и, следовательно, заряженная их собственными предрассудками и представлениями.
Человеческие зоопарки
Одной из самых жестоких граней колониализма и империализма были человеческие зоопарки. Они заключались в отлове и перемещении «экзотических» популяций из разных частей планеты для демонстрации в виде животных в разных европейских городах посредством универсальных выставок или других конкурсов.
Эта идея принадлежит немецкому «торговцу» дикими животными Карлу Хагенбеку. Он создал первую в Европе выставку с выходцами из Самоа и Лапландии. Это был предшественник человеческих выставок, которые проводились в Парижском акклиматизационном саду.
Эти аттракционы были развлечением для белой европейской публики. Это был способ продемонстрировать посредством постановки вынужденных ситуаций в реконструированной среде превосходство европейской культуры и расы над колониальными подданными, считающимися дикарями и низшими существами.
Но их не только разоблачили, с ними обращались как с животными. Их держали в клетках. Посетители кидали в них еду и сравнивали с приматами. Клетки с людьми, привезенными из стран Африки к югу от Сахары, были самыми успешными.
Пример такого похищения людей произошел в 1881 году, когда 11 коренных жителей Огненной Земли были похищены с берегов Магелланова пролива и выставлены в Саду акклиматизации в Париже. После трех недель выставок в Париже их отправили в европейское турне.
Их разоблачали как так называемых каннибалов, и поэтому бросали в пищу сырой кониной. Их держали грязными и негигиеничными, так что они имели «дикарский» вид. Они были в нечеловеческих условиях, болезни не заставили себя долго ждать их здоровья и вынудили их снова переправиться в Пунта-Аренас. Только четверо выжили.
Универсальные и тематические выставки в Испании
Генеральная выставка Филиппин в Мадриде в 1887 году.
Ретиро Кристал Пэлас
Успех, который имели универсальные и колониальные выставки в Европе и других частях западного мира, побудил принять решение провести аналогичный конкурс с филиппинскими и микронезийскими товарами в Испании. Это был способ развития торговли с мегаполисом и, в то же время, информирование мира о том, что Испания по-прежнему является колониальной державой.
В 1886 году начались шаги по его реализации. Местом проведения они выбрали Паласиос-де-ла-Минерия (ныне принадлежащий Веласкесу) и Паласио-де-Кристал в парке Ретиро в Мадриде. Вокруг Центрального павильона, установленного в Хрустальном дворце, дома коренных народов были перестроены, чтобы их заселили люди, которые приедут с архипелага.
Перед Хрустальным дворцом они построили озеро, чтобы заполнить его типичными лодками, чтобы представить, на что было похоже это занятие на Филиппинах. Вся эта сцена была населена 42 людьми, которые были привезены с Филиппин, Каролин и Марианских островов. Они хотели представить различные этнические и социальные группы колонии.
Иберо-американская выставка в Севилье, 1929 г.
Площадь Испании в Севилье
Иберо-американская выставка в Севилье была событием, совпавшим по времени с Международной выставкой в Барселоне. По этой причине оба считаются Всемирной выставкой Испании. Тот в Севилье проходил с 9 мая 1929 года по 21 июня 1930 года.
Целью этого мероприятия было показать побратимство, существовавшее между странами Пиренейского полуострова — Испанией и Португалией — с американскими республиками, освободившимися от испанской и португальской колониальной власти. Выставка стала событием, навсегда изменившим облик Севильи.
Были открыты новые площади и архитектурные пространства, которые и сегодня завораживают мир. Среди различных зданий, построенных для этого мероприятия, выделяется одно: Plaza de España. Он был построен в северной части парка Марии Луизы и до сих пор является произведением, которое никого не оставляет равнодушным.
Международная и миссионерская выставка Барселоны
Национальный художественный музей Каталонии (MNAC)
С 20 мая 1929 г. по 15 января 1930 г. в Барселоне проходила вторая международная выставка. Первое, проведенное в 1888 году, означало для города большой экономический, технологический и архитектурный прорыв. Поэтому было решено провести новую выставку, чтобы показать миру мощь каталонской промышленности.
Место проведения конкурса находилось на горе Монжуик и было локомотивом реконструкции этой части города. Они построили группу зданий, которые сегодня являются гербом города. Среди них Национальный дворец, в котором сегодня находится MNAC, Волшебный фонтан, Театр Грека, Испанская деревня и Олимпийский стадион.
В рамках этой выставки было проведено еще одно мероприятие: Испанская миссионерская выставка. Этот конкурс, проводившийся во Паласио-де-лас-Мисьонес, здании, построенном по этому случаю, хотел показать, что религия и современность могут идти рука об руку. В то же время католическая церковь на этой выставке хотела выделить:
- Жертва и самоотречение миссионеров.
- Необходимость увеличения конверсии.
- Заинтересованность в привлечении новых приверженцев миссионерского дела за счет средств или персонала.
По этой причине в конкурсе могли участвовать все религиозные ордена, имевшие дома в Испании. Во Дворце миссий религиозные деятели выставили несколько предметов из миссионерских земель. Его цель заключалась в документировании миссионерской деятельности и распространении информации о деятельности, которую они проводили в странах «неверных».