Восстания коренных народов в 18 веке в Америке

С прибытием европейцев на территорию Америки начался процесс завоевания, в котором выжившие коренные народы были обречены жить в подчинении. Очевидно, подчиненные с самого начала сопротивлялись процессу господства. Таким образом, с 1494 года мы уже находим восстания коренных народов в Америке.

В этой статье мы сосредоточимся на ряде восстаний, которые произошли в Андском регионе Южной Америки в 18 веке: восстании Хуана Сантоса Атауальпы, восстания Тупака Амару II и восстания Тупака Катари. Эту борьбу следует понимать не как предшественники независимости, а как движения против злоупотреблений и эксплуатации колониального режима.

Восстания коренных народов в джунглях: Хуан Сантос Атауальпа

Хуан Сантос Атауальпа был вождем коренного народа кечуа, который возглавил восстание, которое поставило под контроль вице-королевские власти Перу. Целью этого восстания, начавшегося в 1742 году, было восстановление империи инков и изгнание испанских и черных рабов.

Восстания коренных народов в 18 веке в Америке

Хуан Сантос Атауальпа — ЭТНА ВАЛЬВЕРДЕ / Wikimedia Commons

Биография Хуана Сантоса Атауальпы до 1742 года несколько размыта. Он утверждал, что был потомком инков, родился в Куско и воспитывался иезуитами, которые взяли его с собой в путешествие по Испании, Португалии и Африке. У него было отличное культурное прошлое, так как он свободно говорил на испанском, латыни, кечуа и других языках коренных народов.

Примерно в 1740 году он предложил свою помощь францисканским миссионерам, действующим в регионе Чанчамайо, в центральных джунглях. Создание этой миссии способствовало проникновению испанских поселенцев, заинтересованных в эксплуатации соли. Они начали использовать местный труд местных жителей, как если бы это был рабский труд. 

Хуан Сантос, являясь свидетелем безнаказанно совершаемых в отношении коренных народов злоупотреблений, решил бороться с их эксплуатацией. Для этого он считал необходимым восстановление Империи инков. Восстание вспыхнуло в июне 1742 года, и Хуан Сантос, как потомок Атауальпы, сам провозгласил Апу инков.

Целями Хуана Сантоса было восстановление Империи инков и изгнание испанцев и их рабов. Это открыло бы новую эру процветания для коренных народов. Конечно, католическая религия останется в рамках нового режима.

Развитие восстания

Несмотря на сохранение католицизма, Хуан Сантос подстрекал индейцев восстать против работы, навязанной католическими миссионерами, и требовал рукоположения местных священников. Его план состоял в том, чтобы сначала взять под свой контроль джунгли, затем горы, а затем побережье, что завершится его коронацией в качестве Инки в Лиме.

Это восстание приобрело огромные масштабы благодаря тому, что Хуан Сантос имел возможность общаться на их языках с коренными жителями центральных джунглей. Это способствовало тому, что послание достигло этих народов, которые с энтузиазмом присоединились к борьбе. Говорят, что он собрал до 2000 человек, вместе с которыми контролировал центральные джунгли.

Восстания коренных народов в 18 веке в Америке

Рисунок Хуана Сантоса Атауальпы в Quimiri / Wikimedia Commons

Первой целью повстанцев были католические миссии. Всего они уничтожили 27 и угрожали атаковать сьерру. Чтобы избежать наступления, силы вице-королевства организовали экспедицию в Кимири — ныне Ла-Мерсед — в долине Чанчамайо. Здесь 27 октября 1743 года возвели форт.

В конце того же года форт подвергся нападению, и все солдаты погибли. Все попытки найти мятежника и парализовать движение провалились. Их борьба распространялась по территории. 24 июня 1746 года они взяли города Монобамба, Сономоро в 1751 году и Андамарку 4 августа 1742 года.

Взятие этого последнего города означало серьезную угрозу для колониальных властей, поскольку этот город уже был горным массивом. Это означало, что, если бы восстание закрепилось в этом районе, населенном большим количеством коренного населения, оно приняло бы решающий оборот в пользу повстанцев. Но этого не произошло.

Исчезновение Хуана Сантоса Атауальпы

Загадочным образом исчез лидер восстания. Без него восстание коренного населения было парализовано, на территории был восстановлен мир и власть наместничества вернула себе контроль. Что случилось с Хуаном Сантосом Атауальпа? Мы действительно не знаем, что с ним случилось. Конечно скончался.

Некоторые утверждают, что он умер от камня, нанесенного пращой на вечеринке в Метрато, а другие утверждают, что он умер в старости. Что превосходило его исчезновение, так это магический и легендарный характер, который ему был дарован. Народы джунглей консолидировали идею о том, что Хуан Сантос поднялся в небо и что он обещал вернуться.

Восстания коренных народов: Тупак Амару II

Восстание Тупак Амару II было еще одним восстанием коренных народов, которое потрясло колониальный режим в центральных Андах. Это, в отличие от восстания Хуана Сантоса, было восстанием, которое произошло в горах, особенно в регионе Куско, между 1780 и 1783 годами.

Восстания коренных народов в 18 веке в Америке

Курака Хосе Габриэль Кондорканки, более известный как Тупак Амару II, возглавил это восстание. Опять же, это движение возникло в результате эксплуатации, от которой коренное население пострадало из-за изменений, навязанных реформами Бурбона.

Целью этих реформ было «снова сделать Испанию великой», и для этого им пришлось выжать большую часть ее колоний. В вице-королевстве Перу это представляло собой жестокое давление на коренное крестьянство Сьерры с помощью различных механизмов: распределения товаров, дани коренных народов и добычи миты.

Возвращение в Империю инков стало той силой, которая мобилизовала восстание. Восстановление этой империи предложило сопротивляющимся альтернативу колониальной экономической системе, которая высасывала их души.

Требования, которые требовал Тупак Амару, заключались в отмене системы распределения, алькабалы, таможни и Мита де Потоси.

Разработка опроса

Столкнувшись с отказом властей принять требования кураки, он 4 ноября 1780 года арестовал магистрата Антонио де Арриага. Повстанцы заставили его передать деньги, оружие и животных. Шесть дней спустя он был казнен публично.

Очевидно, вице-королевские власти Куско проинформировали столицу наместничества Лиму и поспешили организовать движение защиты. Местное восстание быстро захватило многих сторонников, которые присоединились к борьбе.

Но, в отличие от того, что произошло во время восстания Хуана Сантоса, когда джунгли были практически неизвестным пространством и с небольшим присутствием европейцев, территория Сьерры, ядра Наместника, находилась под полным контролем. Таким образом, после различных столкновений с победой повстанцев войска вице-короля Хауреги победили и захватили Тукапа Амару II и его семью.

Это было 5 апреля 1781 года. Десять дней спустя они были приговорены к смертной казни, а 18-го заставили его стать свидетелем казни его жены и детей. Позже они попытались расчленить его, привязав каждую из его конечностей к лошади. Казнь не могла состояться, и, в конце концов, они решили обезглавить его и разорвать на части.

Восстания коренных народов в 18 веке в Америке

Могила Тупака Амару в Куско — Fmurillo26 / Wikimedia Commons

Тупак Катари и продолжение восстаний коренных народов

Со смертью Тупака Амару II восстание не умерло полностью. В южном регионе в 1780 году началось еще одно восстание под предводительством Тупака Катари с помощью двоюродного брата Тупака Амару. Это движение подпитывалось силами, пережившими пленение Тупака Амару и продолжившими борьбу.

Эти повстанцы, армия которых насчитывала около 40 000 человек, осадили Ла-Пас более шести месяцев. При осаде погибло от 15 до 20 тысяч человек. Вождь Тупак Катари был схвачен и казнен в ноябре 1781 г.

После казни Тупака Катари двоюродный брат Тупака Амару продолжал сражаться, пока 15 марта 1783 года он не был схвачен и приговорен к смертной казни путем захвата, то есть выдергивания его мяса раскаленными плоскогубцами. Этим актом закончилось восстание коренных народов.

Когда мы путешествуем в Америку, будь то на территориях с большим присутствием коренного населения или на других территориях, где коренные народы невидимы, важно приложить усилия, чтобы отделиться от патерналистского видения, которое позиционирует коренные народы как беззащитных жертв, которые смирились с этим. эксплуатация и подчинение.

Мы должны понимать, что эти народы боролись за свою целостность и свободу. Восстания коренных народов, которые каким-то образом продолжаются и сегодня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий