В Музее плохого искусства или MOBA выставлены произведения искусства, которые по какой-то причине так и не были реализованы. Здесь работы отвергаются, отвергаются или подвергаются жестокому обращению за несоответствие «эстетическим критериям», налагаемым институтами искусства и общества.
Музей стремится отметить усилия, приложенные создателями в их неудачной попытке создать произведение искусства как таковое. Мы, наверное, слишком привыкли полагать, что достижения приходят сами по себе, и забываем, что им предшествовали бесчисленные неудачи.
Один из любимых лозунгов музея — «Искусство слишком отвратительно, чтобы его игнорировать». Посмотрим, что это за интересное место.
Рождение MOBA
MOBA была задумана Скоттом Уилсоном, торговцем антиквариатом, который однажды нашел картину в мусорном ведре. Он решил забрать его, потому что рама ему понравилась, но когда он показал ее нескольким своим друзьям, они были очарованы набором.
Со временем Уилсон продолжал спасать списанные работы или приобретать их у третьих лиц. Джерри Рейли и его жена Мари Джексон также сотрудничали в этой задаче, которые дополнительно проводили домашние встречи с гостями и выставляли накопленные картины.
Возможно, в шутку, но именно на тех встречах возникла идея начать серьезный сбор такого рода работ. Так официально родилась MOBA во главе трех ее основателей в 1993 году.
Идеальное место
Неожиданный прием картин публикой и их скопление сделали дом маленьким. Поэтому его основатели решили создать штаб-квартиру; выбранным местом была винодельня Dedham Theater в США.
Шквал критики, в некоторых случаях резкой, обрушился на MOBA. Многие говорили, что этот штаб можно было только снести. Однако те, кто руководил музеем, громко засмеялись: их решение было правильным.
Это был 1995 год, и к тому времени MOBA уже получила признание, и несколько человек пожертвовали работы вместо того, чтобы выбросить их. Лучше всего то, что художники сами стали лично сдавать в музей свои неудавшиеся работы.
С другой стороны, для различных СМИ MOBA стала идеальной мишенью для всевозможных комментариев, особенно негативных. Но, как гласит популярная поговорка: «неважно, хорошо ты о чем-то или плохо говоришь, пока говоришь».
Подбор работ в сборник
Необычный интерес самих художников к участию в проекте MOBA привел к тому, что многие захотели пожертвовать свои работы. Однако в большинстве случаев они были отклонены, потому что для сотрудников MOBA необходимо было идти определенными путями.
Первая из них заключалась в том, что работа должна быть оригинальной и иметь серьезное и искреннее намерение в процессе ее выполнения. Кроме того, в нем должны были быть обнаружены существенные недостатки без повторения.
Кураторов MOBA не интересовали работы, ошибки в которых были явно преднамеренными. Не привлекали их внимание и китч, претенциозные или безвкусные художественные проявления.
Тенденции в MOBA
Хотя MOBA бесчисленное количество раз критиковали за то, что она идет против «истинного» искусства, такие люди, как Мари Джексон, всегда говорили обратное. Джексон говорит, что философия музея — отметить искренность некоторых художников и воздать им должное.
Фактически, сегодня музей насчитывает более 600 работ в своей коллекции и является обязательным на нескольких туристических маршрутах по Бостону. Также имеется большое количество статей и обзоров в газетах и журналах по всему миру.
Например, в статье арт-критика Деборы Соломон в New York Times отмечается, что практика MOBA сейчас является трендом в музеях. В основном они проводят выставки с «лучшим плохим искусством». Точно так же это породило глобальное движение, которое продвигает коллекцию художественных произведений, которые никому не нужны.
Дополнительные аспекты
Основатели MOBA устраивали передвижные шоу в зависимости от места проведения презентации. Они были сродни спектаклям, которые включали постановку, наводящие на размышления названия и иногда мюзиклы. Примерами этого были презентации, сделанные в лесу, на автомойке и в спа-салоне.
Вторая музейная площадка была открыта в театре Somerville на Дэвис-сквер, штат Массачусетс, США, в 2008 году. Кроме того, работы MOBA были выставлены в различных музеях Вирджинии и Нью-Йорка, США и Оттавы, США. Канада.
У MOBA также было время проявить солидарность с некоторыми учреждениями, как это произошло в 2009 году с Музеем искусства роз в Университете Брандейса. По этому случаю Майкл Франк, музыкант и куратор MOBA, выставил на аукционе работу «Исследования пищеварения» на eBay и пожертвовал вырученные деньги университетскому музею.
В 2008 году MOBA пришла в голову идея призвать своих последователей крестить некоторые из своих произведений через свой веб-сайт. Идея возникла в результате ошеломляющей сложности выполнения этой задачи кураторов музея, поэтому они решили дать публике возможность увидеть, что из этого получится.
Пара анекдотов
В 1996 году работа Р. Анджело Ле «Эйлин» была украдена и извлечена из мусорной корзины. В то время предлагалось вознаграждение в размере чуть более 35 долларов. Только через 10 лет с музеем связался предполагаемый преступник, который потребовал 5000 долларов за возвращение картины. Хотя выкуп не был уплачен, работу вернули.
Позже, в 2004 году, автопортрет Ребекки Харрис был украден из MOBA, за что ее похитители потребовали 10 долларов. Через некоторое время работа была возвращена в музей с конвертом, в котором было сделано анонимное пожертвование в размере 10 долларов США.
Опыт посещения одной из выставок MOBA может закончиться неконтролируемым смехом или необъяснимым плачем. Точно так же он способен пробудить неоднозначные чувства, такие как то, что записал канадец в гостевой книге: «Эта коллекция тревожит, но я не могу смотреть в другую сторону . прямо как в ужасной автомобильной аварии».
Сеять, чтобы пожать
Работа, проделанная MOBA, была настолько плодотворной, что другие скопировали эту идею и разрабатывают аналогичные проекты в Сиэтле, Огайо и Австралии. Фактически, театральная компания Commedia Beauregard создала серию коротких пьес по картинам, собранным MOBA.
Существует множество очень умных историй и историй об этом музее, но выделяется одна центральная идея, которую можно резюмировать в словах одного из его основателей: «Чрезвычайное уродство более удивительно, чем крайняя красота, и заставляет людей думать глубже».
Как писал Джейсон Кауфман, профессор социологии Гарвардского университета: «MOBA (.) намеренно смешивает плохо сделанное с изобретательным и умным (.). Кроме того, она иллюстрирует свою главную цель — высмеять систему суждений. по которым люди определяют, что плохо, а что нет ».