Когда мы слышим о миссиях иезуитов в Америке, мы автоматически связываем их с сокращениями в Парагвае. Это место, где снимался знаменитый фильм La Misión. Однако иезуиты основали другие миссии в разных частях Америки.
Более того, Иезуиты были не единственными миссионерами, которые приехали в Америку. Другие религиозные ордена, такие как францисканцы, доминиканцы, капуцины или августинцы, также учредили миссии на американской территории. Но бесспорно, что миссии иезуитов наиболее известны в Америке.
Иезуиты, верные папе миссионеры
Миссия Хесуса де Таваранге (Парагвай)
В 1534 году Игнасио де Лойола, сосед города Аспейтия, в нынешней провинции Гипускоа, основал новый религиозный орден — Общество Иисуса. Его основатель оставил воплощенным в конституциях порядка, что его целью будет «спасение и совершенствование наших соседей».
Как и остальные ордена, иезуиты исповедуют три нормативных обета религиозной жизни: послушание, бедность и целомудрие. Но его основатель, чтобы члены общины всегда могли быть отправлены, куда бы они ни требовались миссией Церкви, установил четвертый обет.
Votum de missionibus — это обет прямого подчинения Папе. Таким образом, верховный понтифик имел право посылать иезуитов, куда он хотел, в земли верных или неверных, без оправдания и без каких-либо требований viaticum. Согласно конституции, иезуиты должны были:
«Воинские для Бога под знаменем креста и служат только Господу и Церкви, его жене, под римским понтификом, наместником Христа на земле».
Иезуиты, миссионеры в Америке
Миссия в Сан-Хосе-де-Чикитос (Боливия)
Испано-лузитанская экспансия через территорию Америки была признана Ватиканом. Начиная с 1493 года, различные буллы, изданные папами Александром VI, Адрианом VI и Юлием II, признавали права владения новыми территориями, завоеванными иберийскими державами.
Эти быки были основой королевского патронажа латиноамериканской монархии. Тем самым завоеватели взяли на себя обязательство распространять христианскую веру на территориях, переданных Церковью. Таким образом, соответствующие короны будут выполнять задачу евангелизации американских индейцев.
Через этих быков короне были предоставлены определенные права и обязанности. Власть организовывать присутствие церкви в американских колониях, собирать десятину и организовывать миссионерскую деятельность, среди прочего. Но, в то же время, Корона была обязана поддерживать духовенство, церкви и епархии.
В результате на американский континент начали прибывать религиозные ордена. Первыми были доминиканцы и францисканцы. Позже это сделали мерседарианцы, августинцы и, наконец, иезуиты. Первые члены Общества Иисуса прибыли в Бразилию. Это было в 1549 году.
Иезуитские миссии в Америке
Сан-Мигель дас Миссоэс (Бразилия)
Иезуиты распространились через вице-королевство Перу, особенно в низинах. Некоторые из этих миссий были миссиями Чикитос, Моксос и Майнас. На протяжении всего колониального периода они создавали миссии по всей территории Америки.
Они основали миссии в вице-королевстве Новой Испании, одна из которых была в Синалоа. Также в Льяносе Венесуэлы, во Флориде, в Калифорнии и в Дариене. Знаменитые иезуитские миссии Парагвая были основаны в 1610 году в районе Гуайра.
Почему была необходима миссионерская работа с коренными народами??
Прежде чем приступить к миссионерской практике, мы должны понять, каким было видение коренных народов и почему работа миссионеров была необходима. Другими словами, каковы были плюсы и минусы евангелизации?.
Евангелизация и «цивилизация»
Во-первых, коренные жители считались нецивилизованными не только язычниками. Задача миссионеров с коренными народами заключалась в том, чтобы донести до них слово Божие и превратить их в «цивилизованных» субъектов.
Евангелизация и «цивилизация» шли рука об руку, поскольку «цивилизация» была необходима для христианина. Для этого посредством евангелизации они хотели обратить коренных язычников в христианство и в то же время изменить свои социальные обычаи, языческие обычаи, которые связывали туземцев с «отсутствием цивилизации». Эти слова Педро Борхеса очень поучительны:
[…] Индеец, чтобы стать христианином, сначала должен был быть человеком, то есть отказаться от «диких и кричащих» обычаев, которые делали его подобным диким зверям, и практиковать обычаи цивилизованных людей.
После всех дебатов, имевших место в первые годы завоевания, о рациональности или иррациональности коренного населения, было решено, что они были рациональными субъектами. Эта рациональность наделила их способностью отказаться от состояния варварства, в котором они оказались.
Чтобы выйти из состояния варварства, одной из основных предпосылок было установление общественных отношений. Заставьте их жить в полиции. Это означало жить в обществе в больших и малых городах, изучать сельское хозяйство, ручное ремесло, строительство домов, читать, писать и отказаться от своих атавистических обычаев.
Каковы были миссионерские практики иезуитов?
Миссия Хесуса де Таваранге (Парагвай)
Чтобы заставить туземцев принять слово Бога и жить как полиция, иезуиты сначала связались с туземцами. Позже, благодаря дарению подарков, они начали завоевывать их доверие. Постепенно они изучали родные языки и убеждали их сосредоточиться на сокращениях.
В этих сокращениях, которые в основном были самодостаточными, коренное население внушало христианскую веру. Их обучали сельскохозяйственным работам и ремеслам. Всегда, очевидно, по европейской модели. Их также призвали принять христианскую модель семьи, в которой в резиденции должна жить нуклеарная семья — брак и дети.-.
Таким образом, мало-помалу неофиты изменяли свои обычаи и перенимали те, которые считались «цивилизованными». Таким образом, посредством миссий иезуитов они хотели построить утопическое общество в Америке. Общество, вобравшее в себя качества и преимущества европейского христианского общества, но без присущих ему пороков.
Конец иезуитских миссий в Америке
Миссии на американской территории были инструментом, который корона использовала для территориальной экспансии и, в то же время, для остановки территориального наступления Португалии. Таким образом, хотя интересы короны совпадали с интересами религиозных, они накапливали определенную политическую и экономическую власть.
В случае сокращений в Парагвае, благодаря местной рабочей силе, иезуиты смогли создать политическую и военную силу в регионе, которая позволила короне сохранить свои территории перед лицом наступления Португалии. Кроме того, эти сокращения позволят контролировать контрабанду серебра из Потоси через Рио-де-ла-Плата.
В 1750 году испаноязычные и португальские монархии подписали договор о границе, в котором были установлены границы, разделявшие обе территории в Америке. При этом в «буферных государствах», состоящих из миссий иезуитов, не было необходимости.
Если мы добавим к этому реформистское рвение Бурбонов по возвращению утраченной власти и экономического пространства, то миссии иезуитов были помехой. По этой и другим причинам в 1767 году иезуиты были изгнаны со всех территорий латиноамериканской монархии, что привело к растворению, в случае Америки, пространств власти, которые создавались более века назад.