Оказавшись между стенами Cueva Lobera, вы понимаете, что находитесь в волшебном и загадочном месте. Не желая того, вы погружаетесь в одно из главных иберийских святилищ (V-III века до н.э.) и в религиозный мир людей, населявших Альто-Гвадалквивир в Андалусии тысячи лет назад. этой пещеры?
Немного истории Cueva Lobera
Иберийское святилище Куэва-де-ла-Лобера было культовым пространством под открытым небом, связанным с рядом пещер, убежищ и террас, расположенных на холме Альтос Сотильос, между долинами Гуадален и Гуадалимар. Он находится очень близко к одному из главных коммуникационных путей древности — Виа де Анибал или Гераклеи.
Его расположение было напрямую связано с контролем над двумя основными подъездными дорогами к Альто-Гвадалквивир и, прежде всего, со святилищем Кольядо-де-лос-Хардинес (Санта-Елена, Хаэн). Оба обозначили политическую территорию города Кастуло в 4 веке до нашей эры.
На протяжении веков Куэва-Лобера была не только святилищем территориального контроля, но и была важным местом встречи различных сообществ.
В определенные дни эти общины совершали паломничество к святилищу, поклонялись и обращались с различными просьбами к божеству (вероятно, женщине), предлагая небольшие бронзовые фигурки (6-10 сантиметров). Мы говорим о подношениях по обету, также известных как куклы или минго в этом районе.
Наиболее важные моменты для культа совпадали с весенним и осенним равноденствиями. Ученые из Instituto Astrofísico de Canarias обнаружили, что в сумерках (между 20/21 марта и 22/23 сентября) солнечный свет проникает через полость в пещере (созданную специально для этого), проецируясь на стены и представляя формы, подобные этому. пожертвований по обету.
Окно Эквиносио
Конфигурация святилища Куэва Лобера
Святилище было построено с использованием естественной орографии Серро-де-лос-Альтос-Сотильос с использованием трех естественных пещер, расположенных на карнизе холма. В свою очередь, они построили несколько искусственных террас из каменных блоков, которые давали доступ к пещерам, они открыли несколько окон и добавили скамейки для хранения пожертвований.
Святилище состояло из нескольких пещер (наиболее важной из которых была пещера Лобера) и четырех террас, соединенных пандусами и монументальными лестницами. Давайте войдем в это таинственное святилище, как и поступил бы иберийец 4 века до нашей эры.
Террасы
Четвертый и третий были самыми широкими. В них можно было задокументировать существование двух четырехугольных структур (дом A и дом B), которые были связаны с жизнью в святилище и ее обрядами.
Вторая терраса сообщается с первой террасой пандусом и будет местом, предназначенным для предложений. И эта первая терраса была искусственно вырезана на склоне холма и давала доступ к пещере по лестнице. Вместе с пещерами он составлял главное ядро святилища.
Пещера Лобера
Воссоздание святилища — Собственный источник
Это было самое священное место во всем святилище, поскольку именно здесь обитало божество и совершались обряды жертвоприношений. Он состоял из двух второстепенных пещер, связанных с культом, и двух комнат с окнами и скамейками (лоджии).
Считается, что из-за своих размеров он был слишком маленьким, чтобы принять большое количество молящихся, и что, вероятно, доступ к нему будет запрещен. Вместо этого жрецы или жрицы устраивали свои подношения.
Подношения по обету как ключевая часть ритуала
Одной из черт, которая характеризует это святилище, является наличие сотен жертвоприношений в качестве основного приношения. Они, в свою очередь, являются верными свидетелями религиозной идеологии иберийцев и обрядов, которые практиковались в Кастеллар.
Таким образом, иберийцы приходили в святилище, чтобы попросить у божества защиты, здоровья или плодородия, и в качестве подношения они вносили вотивное приношение. В зависимости от запроса это было вотивное предложение. Другими словами, каждый обряд подношения соответствовал разному вотивному приношению. Таким образом, археологи подтвердили практику многочисленных обрядов из-за большого разнообразия найденных вотивных подношений:
- Ритуалы плодородия: антропоморфные вотивные подношения с гипертрофированными гениталиями или анатомические вотивные подношения.
- Ритуалы перехода к зрелости: антропоморфные вотивные подношения молодых людей.
- Ритуалы исцеления и защиты: анатомические вотивные подношения (ступни, руки, глаза .).
- Ритуалы оружия или войны: подношения воинов по обету.
Покупающие дамы
Воссоздание вотива в Сантиестебане
Из тысяч подношений, найденных в Кастеллар, наиболее распространены подношения женщин-подношений (они составляют 50%), которые характеризуются следующими особенностями:
- Они одеты в длинную тунику, облегающую до бедра, с V-образным вырезом и короткими рукавами.
- У них есть лицо, на котором обозначены брови, глаза, нос и губы.
- Головы касаются высокая митра и покрывало.
- У них есть позиция предложения, усиленная преувеличенными руками, которые открываются вперед.
- Иногда их руки несут фрукты, хлеб, птиц или стаканы.
Пещера лобера: святилище, осажденное мародерами
Святилище было заново открыто в 1887 году и впервые раскопано в начале 20 века. К тому времени сайт уже был серьезно поврежден и разграблен людьми, которые приходили искать «кукол», а затем продавать их.
Со временем это стало общей тенденцией, которая пострадала на этом важном сайте. Фактически, когда в 2016 году они начали проводить работы по реставрации и очистке, они обнаружили около двадцати ям и незаконную дегустацию глубиной около четырех метров.
Результатом этого грабежа стала потеря первой террасы, серьезное ухудшение состояния пещеры, потеря материальной культуры иберийцев и деконтекстуализация, вызванная тайными раскопками, которые затруднили изучение этого места.