Доменико Фанчелли был итальянским скульптором, вошедшим в историю как основоположник эстетики эпохи Возрождения в скульптуре в Испании. Он является автором некоторых из самых красивых образцов погребальных скульптур в стране, и его искусство распространяется по всей испанской географии. Ты хочешь знать где?
Кем был Доменико Фанчелли
Он родился в Сеттиньяно, недалеко от Флоренции, в 1469 году. Его образование до сих пор неизвестно, хотя, должно быть, оно произошло между Флоренцией и Римом. Его талант, должно быть, был очень хорошо известен, поскольку граф Тендилья дон Иньиго Лопес де Мендоса-и-Киньонес поручил ему вылепить кенотаф своего брата, умершего в 1502 году, дона Диего де Мендосы, архиепископа Севильи.
Эта комиссия должна была открыть двери Испании для Доменико Фанчелли. Это потому, что, несмотря на то, что это было выполнено в Генуе, гробница была перенесена в Севилью, где сам скульптор поместил ее сбоку от часовни Девы де ла Антигуа в соборе Севильи.
За этим заказом последуют другие, такие как пирамидальный кенотаф инфанта дона Хуана де Арагона и самый впечатляющий из всех: католических монархов, расположенный в Королевской часовне Гранады. Наконец, Доменико умер в Сарагосе в 1519 году, имея в своем активе то, что он явился представителем эпохи Возрождения в испанской скульптуре и источником вдохновения для других современных и более поздних художников.
Его лучшие работы и где их посмотреть
Могила кардинала Диего Уртадо де Мендосы
Могила кардинала Мендосы — Селбимей / Wikimedia Commons
Это первая комиссия Доменико Фанчелли в Испании. Заказ поступил от графа Тендиллы, который часто бывал в итальянских землях в качестве посла Папы Иннокентия VIII.
Задуманный как аркосолиум, он расположен в одной из боковых стен часовни Девы де ла Антигуа в соборе Севильи и вырезан из каррарского мрамора. Кардинал лежит, полулежа на мягкой резной ложе, опираясь на кронштейны, между которыми висят гирлянды.
Все это обрамлено двумя массивными резными колоннами. На кардинале Фанчелли он обнаружил три сцены: Богородица, сидящая с младенцем, Воскресение и Святая Анна, обучающая Богородицу чтению. А над этими сценами находится фриз, на котором выделяются портреты братьев кардинала.
Скиния Инфанта Дона Хуана де Арагона
Скиния Инфанта Дон Жуана — Селбимей / Wikimedia Commons
Наследник католических монархов скончался в возрасте 19 лет. Католик Фердинанд поручил итальянскому скульптору сделать гробницу своему сыну. Для этого он отправился в Гранаду, где сделал портрет, который возьмет с собой в Геную, чтобы изготовить скинию, также из каррарского мрамора.
Завершенный в конце 1512 года, скульптор снова отправился в Испанию и установил его в церкви монастыря Санто-Томас-эль-Реаль в Авиле. Он имеет усеченно-пирамидальную структуру, первый в этой категории в Испании. Выделяются краны по углам и по бокам.
Могила католических монархов, шедевр Доменико Фанчелли
Королевская часовня Гранады — Хави Герра Эрнандо / Wikimedia Commons
Год спустя ему было поручено вылепить кенотаф католических монархов для трансепта Королевской часовни Гранады. Есть доказательства покупки каррарского мрамора, 25 вагонов бетона. Эта работа должна была быть завершена в 1517 году, когда он снова отправился в Испанию, чтобы поместить ее в указанном месте перед алтарем.
Он оставался там до 1603 года, когда его переместили в сторону, чтобы освободить место для гробницы Хуаны ла Лока и Фелипе эль Эрмосо, созданной Бартоломе Ордоньесом по образцу предыдущей. В этой гробнице он еще больше усовершенствовал формы, и ее текстура стала изысканной, а лежачие — почти настоящими.
В нижней части пирамиды Фанчелли поместил тондо с каждой стороны, среди которых выделяются изображения Крещения Христа и Воскресения. А рядом с ними апостолы. По углам, следуя модели Инфанта Дон Жуана, скульптор поместил четырех грифонов, хранителей богатства.
На это тело он поместил другое с красивыми гирляндами и ангелами, которые держат щиты королевства. А по углам скульптуры четырех докторов церкви: Сан Амбросио, Сан Агустин, Сан Херонимо и Сан Грегорио Маньо. В верхней части изображены короли, которые кажутся реальными, а у их ног два маленьких льва, типичных для испанской погребальной традиции.