Вам нужно отправиться в Падую, чтобы познакомиться с часовней Скровеньи и узнать секреты этого драгоценного камня. Его известность заключается в том, что на его стенах находится одно из самых величественных творений Треченто: цикл фресок, подписанный великим флорентийским художником и художником-монументалистом Джотто. Хотите узнать все подробности? Мы открываем эти уникальные фрески в западном искусстве.
Архитектура капеллы Скровеньи
Часовня снаружи
Здание расположено на площади Пьяцца Эремитани в Падуе. Его построил Энрико Скровеньи. Возведенный между 1303 и 1305 годами, он был посвящен Санта-Мария-де-ла-Каридад. Похоже, что Энрико таким образом хотел спасти душу своего отца Реджинальдо Скровеньи. Он был осужден как ростовщик, и сам Данте помещает его в ад Божественной комедии.
Постройка выполняла семейную функцию пантеона, по сути, здесь похоронен сам Энрико. Первоначально часовня была связана с бывшим дворцом семьи Скровеньи.
Архитектурный стиль, которого следует придерживаться, прост: он стоит из кирпича на прямоугольном плане этажа со сводчатым потолком. Узкие окна и внешний вид, измененный на протяжении веков, завершают набор. Настоящая жемчужина скрывается за его стенами.
Фрески Джотто в капелле Скровеньи
Ежегодно в этот храм искусства заходят тысячи туристов. Это посещение возможно только в небольших группах и по предварительному заказу. Меры по уходу и безопасности, которые необходимы, чтобы знать картины Джотто, более чем необходимы, учитывая их хрупкость и возраст.
Семья Скровеньи нанимает двух художников для украшения своей часовни. Они заказывают у Джованни Пизано три мраморные скульптуры: Богородицу с младенцем и двух диаконов.
Для проработки фресок было решено назвать Джотто, так как слава флорентийского живописца уже перешагнула границы Италии. Он был учеником знаменитого Чимабуэ и разовьет беспрецедентный по тем временам стиль.
Джотто считается главным предшественником эпохи Возрождения в своей технике, в которой он порывает с византийским искусством. Его склонность к натурализму стремится к трехмерному пространству и почти скульптурному объему фигур. Эти характеристики отражены в фресках капеллы Скровеньи, которые считаются его великим произведением зрелости.
По общему мнению, Джотто работал над ними около двух лет, до 1306 года. Его мазки полностью покрывают неф часовни тремя наложенными друг на друга горизонтальными полосами. Мы наблюдаем в общей сложности 36 картин, повествующих о различных библейских сценах, в основном из Нового Завета.
Сцены, изображенные Джотто на фресках
Путь прохождения различных проходов идет по спирали. В верхней части стены справа повествование начинается с жизней Сан-Хоакина и Санта-Аны, родителей Девы Марии. Картины следуют одна за другой, как будто они висят гобелены, разделенные рамками. Этим двум персонажам посвящено шесть картин.
Затем рассказ продолжается шестью сценами о различных моментах биографии Девы Марии, включая ее рождение, представление в храме и обручение.
Далее наш взор встречается с большой триумфальной аркой, в люнете которой разворачивается одна из основных тем: Благовещение. Верхняя часть арки изображает Вечного Отца на троне в окружении ангелов.
Продолжая хронологический отчет, Джотто знакомит нас с темой Посещения. Следующие пять сцен наиболее характерны для рождения и детства Иисуса, таких как Поклонение волхвов или Избиение младенцев. Повествование продолжается сценариями, которые приобретают более торжественный тон:
- Иисус среди врачей
- Крещение Христа
- Свадьба в Кане
- Воскрешение Лазаря
- Въезд в Иерусалим
- Изгнание купцов
За этими изображениями следуют фрески, соответствующие Страстям, которые Джотто считал фресками высочайшего технического качества. Эти сцены включают поцелуй Иуды. Цикл завершается последними шестью моментами жизни Христа, включая Его смерть и воскресение.
Это монументальное творение было бы неполным без изображения пороков и добродетелей, а также без грандиозного Страшного суда, который Джотто помещает у подножия скита Скровеньи. Все покрыто цилиндрическим сводом, выкрашенным в насыщенный синий цвет и украшенным как звездное небо.
Стиль Джотто в капелле Скровеньи
Эти фрески колоссальных размеров и значимости являются заявлением о намерениях, которое позволяет нам восхищаться искусством Джотто во всем его великолепии. Художник полностью отказывается от византийских приемов и обновляет живописный язык.
Пространственная иллюзия обстановки и нарисованная архитектура усиливают глубину трехмерных пространств. Предвкушение Джотто перспективы — один из существенных моментов этой работы. Персонажи близки к реальности благодаря выразительности лиц.
В одних картинах сохранен церемониальный тон, в других — драматизм. Джотто также использует плотный цвет, чтобы очевидным образом подчеркнуть моделирование своих фигур. Конечный результат полон человечности и близости.
Превосходное развитие иконописи делает эти картины одними из самых выдающихся флорентийских художников из Треченто. Поэтому находиться под его «небесным сводом» и любоваться этой линией, построенной около 700 лет назад, — это непревзойденный опыт.