Интересное

Календарь

Январь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

И появился в Тагиле трамвай

     Событие это можно отнести к разряду важнейших в Нижнем Тагиле в то время. Шел 1937год. 28 февраля в четыре часа дня из парка вышел первый празднично украшенный трамвай. На площади у цирка вагон встречали взволнованные жители города. Еще бы. Два трамвайных маршрута теперь соединяли Красный Камень с центром и центр города — с вокзалом. Надо ли говорить, что для деревянного тогда Нижнего Тагила городской электротранспорт был сродни технической революции.

    А какая же революция без митинга? Когда подошли еще три состава, тоже украшенные сообразно моменту, митинг открыли отцы города. Было сказано очень много теплых и справедливых слов в адрес тех, кто строил и монтировал пути, контактные провода, депо. К тому времени в Тагил прибыло семь моторных и четыре прицепных вагона производства Мытищинского вагоностроительного завода.

    Отзвучали праздничные речи, и участники митинга заполнили вагоны. Под радостный перезвон, приводя в неистовство собак, трамваи отправились по своим маршрутам в путь длиной в 65 лет. В первый день было перевезено 2944 пассажира. За 20 дней — 125 тысяч. А все население Нижнего Тагила составляло тогда около 170 тысяч человек.

    Чтобы оценить всю полноту события тех лет, надо вспомнить, какое это было время. Уже был спроектирован и начал строиться Новотагильский металлургический завод, строился Уралвагонзавод. Население города увеличивалось буквально с каждым днем за счет прибывающей рабочей силы. Толпы людей по утрам и такие же толпы после окончания рабочего дня пешком шли от центра города, с Выи и Гальянки до Тагилстроя и до Вагонки, и обратно. Можно только догадаться, с какими чувствами садились люди в трамвай, чтобы, пусть немного, но сократить пеший путь.

    Вот как описывает впечатление о первой поездке в тагильском трамвае очевидец тех событий: "Человек взялся за поручни, слегка оттолкнувшись, оказался в просторном и уютном трамвайном вагоне. Оглядывая салон, он одобрительно покачивал головой, широко улыбался, как бы не веря своим глазам, то и дело трогал ногтем плотную краску дивана. Тронутый величием переживаемого момента, человек оказался в тагильском трамвае в первый раз в своей жизни и забыл сесть. Он сделал это, когда ему напомнили. Подошел кондуктор, вежливо предложил уплатить 20 копеек за проезд". Билет желтого цвета с надписью "Свердловский трамвай" стал символом зарождающегося прогресса в небольшом городе на реке Тагил. Своих билетов тогда еще не напечатали.

    От одноколейных путей до развернутой сети двухколейных магистралей общей длиной более сотни километров — такова история тагильского трамвая. Сохранились имена первых кондукторов и вагоновожатых. Это Е.Г. Аверянова, А.А. Зорина, А.Т. Ильина, Ю.И. Кокунова, О.Т. Котова, М.Е. Пырин, Е.С. Скоробогатов, Т.И. Судьина, Г.В. Федченко.

    А первые маршруты открыли вагоновожатые: бывший тракторист Южаковской МТС Д.Ф. Федченко бывший шофер Н.В. Иванушкин, бывший кассир М.В. Шамина и табельщица прокатного цеха завода им. Куйбышева Н.Д. Овчинникова. Три месяца переучивались они на новую профессию, которая тогда считалась очень престижной. Ведь трамвай для тагильчан был тогда и роскошью, и средством передвижения.

    В 1939 году появился новый трамвайный маршрут — ветка от линии возле стадиона "Строитель" (ныне "Юность") до хлебозавода. В 1940 году открылось трамвайное движение на Тагилстрой. Добираться сюда приходилось с пересадкой — моста над железной дорогой, способного выдержать вес трамвая, еще не было. Он был построен уже в 1948 году. Беспересадочным стал трамвайный маршрут до УВЗ — незадолго до начала войны построили тоннель под железнодорожными путями на Малой Кушве. Новые трамвайные маршруты соединяют сейчас друг с другом большинство районов города.

    Совершенствовался трамвай, приходили сюда новые люди. Традиции первых трамвайщиков продолжили водители трамваев А.В. Быкова, В.В. Корнеева, Р.А. Семеновых и многие другие. Бесперебойную работу электротранспорта обеспечивали и обеспечивают электромонтер контактной сети X.X. Хайрулин, электромонтер Н.В. Дьячкова, токарь 3.С. Головина, их коллеги, мастера своего дела.

А. САЗОНОВ,

председатель профкома МУП "Тагилэлектротранс".

Литература: Газета "Тагильский металлург" от 21.02.02.

Вы должны войти, чтобы комментировать.