Интересное

Календарь

Март 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Апр »
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031  

Минимизация и предотвращение негативных экологических следствий

Задача снижения негативного снижения воздействия нефтегазового комплекса на окружающую среду в настоящее время обсуждается как важнейший элемент безопасности энергетической стратегии на всех уровнях управления, в том числе на уровне Комитета по экологии Государственной Думы и Совета безопасности Российской Федерации. Она названа среди приоритетных направлений природопользования и в Экологической доктрине России. Тем не менее, современное состояние экологических проблем освоения углеводородных месторождений свидетельствует о необходимости совершенствовании экономического механизма управления природопользования, ужесточении контроля за утилизацией отходов и системы за качеством окружающей среды. Основными проблемами в достижении эффективного улучшения состояния экологической ситуации являются несовершенство требований нормативно-правовой базы к экологической безопасности в нефтегазодобывающей отрасли и низкая плата за экологический ущерб от хозяйственной деятельности.

Сложившаяся ситуация потребовала формирование собственной (окружной) нормативно-правовой базы охраны окружающей среды, учитывающей функционирование топливно-энергетического комплекса и эколого-географические особенности региона.

В 2005 г. Думой ХМАО был принят закон ХМАО «О комплексной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в 2005-20010 годах».

Долгосрочными целями Программы являются обеспечение благоприятной экологической обстановки на территории автономного округа, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, восстановление и предотвращение гибели типичных и уникальных ландшафтов и экосистем, внедрение экологически чистых и малоотходных технологий. К основным реализуемым мероприятиям в рамках программы относятся:

— проектирование и строительство межмуниципальных объектов для размещения отходов производства в целях предотвращению вредного воздействия на окружающую среду;

— обеспечение улучшения и восстановления земель, рекультивация одной шестой части от общего объема загрязненных и захламленных земель, обеспечение противопожарной безопасности населения автономного округа и сохранение лесных массивов, сохранение уникальных природных комплексов и редких представителей флоры и фауны автономного округа;

— внедрение экологически чистых и малоотходных технологий, исключение сброса хлорсодержащих веществ в водные объекты с четырех канализационно-очистных сооружений автономного округа, ежегодное обезвреживание образующихся опасных медицинских отходов от лечебно-профилактических учреждений автономного округа и снижение сброса загрязняющих веществ в основные водотоки автономного округа;

— ведение регионального мониторинга окружающей среды, создание единой системы наблюдений и банков данных экологического мониторинга в границах и вне границ около 250 лицензионных участков, получение оперативной информации о выбросах, сбросах загрязняющих веществ, местах возникновения очагов пожаров и другой информации о негативных воздействиях на окружающую среду, принятие своевременных мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

— эколого-просветительские мероприятия в рамках решения задачи по информированию населения о состоянии окружающей среды, повышение уровня экологической культуры и снижение факторов экологического риска населения автономного округа.

В целях минимизации негативных техногенных воздействий на уникальные природные комплексы в 1998 г. вышло Постановление Правительства Губернатора ХМАО «Об особом порядке пользования недрами и природными комплексами Приобского месторождения», которым, учитывая принадлежность Приобского месторождения по запасам нефти и газа к крупнейшим месторождениям в России, принимая во внимание его уникальность, обсловленную расположением большей части площади месторождения в водоохранных зонах р. Оби и ее притоков, имеющих статус высшей рыбохозяйственной категории, был установлен особый порядок пользования недрами Приобского месторождения с обязательным выполнением условий. Данный порядок обеспечивает при доизучении и разработке месторождения минимальное влияние техногенного комплекса на окружающую среду, рациональное и полное использование и выработку разведанных запасов полезных ископаемых.

Учитывая необходимость решения задачи экологического нормирования антропогенной нагрузки, гарантирующего рентабельность природоохранных мероприятий, установлены региональные нормативы содержания приоритетных загрязнителей природной среды. Постановлением от 10 ноября 2004 года № 441-п, на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды», утвержден региональный норматив «Предельно допустимый уровень содержания нефти и нефтепродуктов в донных отложениях поверхностных водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который установлен в целях сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия на водные экосистемы, ограничения и регламентации уровня загрязнения донных отложений водных объектов нефтяными углеводородами; служит основанием (в соответствии с федеральным законодательством) для разработки и установления нормативов предельно допустимого воздействия на поверхностные водные объекты. Региональный норматив предназначается контролирующим органам и хозяйствующим субъектам для применения при оценке состояния объектов окружающей среды, исходного состояния донных экосистем поверхностных водных объектов, при проведении работ по оценке уровня воздействия на компоненты окружающей среды, при планировании, проектировании и производстве работ, прямо или косвенно влияющих на состояние донных экосистем.

Постановлением Правительства от 10 декабря 2004 года № 466-п, на основании Федерального закона «Об охране окружающей среды», утвержден региональный норматив «Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», который установлен в целях сохранения биологического разнообразия и предотвращения негативного воздействия на почвенные экосистемы, ограничения и регламентации уровня загрязнения почв и земель нефтяными углеводородами. Региональный норматив предназначается для применения контролирующими органами и хозяйствующими субъектами при оценке состояния почв и земель после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.

Одним из важнейших направлений территориальной охраны окружающей среды в автономном округе является сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий. Частичное или полное изъятие их хозяйственного использования природных комплексов осуществляется в целях поддержания ландшафтно-экологического равновесия, сохранения биоразнообразия, генофонда живых организмов, научных исследований закономерностей функционирования и динамики естественных ландшафтов и их компонентов. Учитывая, что территория автономного округа входит в Евроазиатский центр экологической стабилизации биосферного значения, сохранность ее экосистем приобретает исключительное значение для Северного полушария.

Выделение особо охраняемых территорий в округе началось в 1926 г., когда был образован первый Кондинско-Сосьвинский заповедник с целью сохранения популяции северо-азиатских бобров. К настоящему времени в округе насчитывается 26 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) различных категорий в числе которых:

— государственные природные заповедники («Юганский», «Малая Сосьва»);

— природные парки («Нумто», «Сибирские Увалы», «Кондинские озера», «Самаровский Чугас»);

— государственные природные заказники («Васпухольский», «Елизаровский», «Верхне-Кондинский»);

— памятники природы;

— водно-болотные угодья.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры составляет 6,3% от всей территории округа, что почти в 1,5 раза больше по сравнению с 1991 г. Тем не менее, принимая во внимание масштабную деградацию ландшафтов в результате резервирования нераспределенного фонда недр под лицензионные участки следует признать, что площадь «заповедного» фонда округа требует увеличения. Существует необходимость создания природных резерватов в Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском и Кондинском районах, подверженных высокой техногенной нагрузке. Актуальной задачей в связи с планируемым освоением Приполярного Урала является увеличение доли территорий со специальным охранным режимом на западе автономного округа в Березовском районе.

Развитие нефтегазодобывающей отрасли повлияло на среду обитания коренных малочисленных народов Севера, численность которых на начало 2005 г. составила 30 150 человек [3]. С 1992 года «Положением о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе» закреплено право малочисленных народов Севера на пользование родовыми угодьями, где осуществляется их традиционная форма жизнедеятельности. Согласно существующему законодательству, нефтяные компании должны согласовывать свою деятельность с владельцами родовых угодий и компенсировать им убытки.

На современном этапе промышленного освоения территории округа в числе основных направлений минимизации отрицательных экологических следствий являются профилактика аварийных разливов, совершенствование рекультивации загрязненных земель, защита и восстановление ландшафтов при разработке месторождений, снижение углеводородного загрязнения компонентов природной среды.

1 comment to Минимизация и предотвращение негативных экологических следствий

  • Сергей

    Здравствуйте, хотел бы у вас уточнить по поводу этих нормативов для донных отложений. Есть ли общероссийский норматив ПДУ нефти и нефтепродуктов в донных отложениях. Спасибо

Вы должны войти, чтобы комментировать.