Интересное

Календарь

Ноябрь 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт   Дек »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

Полевские культурные гнезда. Полевской музыкальный

Восхищаясь красотой бриллианта, нельзя утверждать, что одна из его граней лучше другой. Встречаясь с подлинным талантом, грешно воспринимать его однобоко. Уральский город Полевской богат людьми мастеровыми, и во всем, что выходит из-под их талантливых да умелых рук, есть не просто целесообразность и полезность, но и особая красота, гармония и музыка. Культурная жизнь Полевского — ровесница самого города. К со­жалению, время почти не пощадило ее документальные свидетельства, и лишь последние десятилетия дают нам более или менее полное представление о профессионалах и энтузиастах, оставивших заметный след в культуре Полевского.

Более 80 лет назад на нынешней улице Вершинина (бывшая Пролетарская, а еще раньше Грязнуха) в Северском заводе стоял недостроенный дом. В нем-то и собирались первые в нашем городе любители хорового пения. В основном это были участники церковного хора и заводская интеллигенция. Руководил самодеятельным коллективом К. И. Моршинин. В южной части города (в старом Полевском заводе) тоже был свой хоровой коллектив, репетиции которого проходили в здании бывшей церкви под руководством хормейстера Б. И. Токарева.

В памяти старожилов остались имена музыканта-скрипача Д. Г. Медведева и учителя литературы и страстного пропагандиста музыки Н. Д. Бессонова. Не боясь расстояния, участники хоров пешком ходили друг к другу на спевки, а потом попеременно выступали то в северной (тогда хором руководил К. И. Моршинин), то в южной (здесь уже дирижировал Б. И. Токарев) частях города.

Когда мастерство хористов окрепло, музыканты-любители взялись за постановку опер Верстовского "Аскольдова могила" и Даргомыжского "Русалка". Очевидцы вспоминали, с каким успехом прошли эти постановки, с каким удовольствием слушали самодеятельных артистов. Можно представить, скольких трудов потребовалось для этого в суровые 20-е гг. Гражданская война и неурожай 1921 г. создали большие экономические трудности, и все-таки культурная жизнь кипела. Участникам спектаклей на репетициях выделяли по 100 граммов черного хлеба и чай с сахарином. Администрация Екатеринбургского оперного театра предоставила костюмы для постановки. Опера шла в сопровождении фортепиано, а концертмейстером была квалифицированная пианистка Н. П. Порошина. Главные партии исполняли Б. И. Токарев и председатель райисполкома П. И. Попов (бас). В 1997 г. Б. И. Токареву исполнилось бы 100 лет. В Полевском историко-краеведческом музее можно увидеть и знаменитый клавир "Аскольдовой могилы", и личные вещи Б. И. Токарева — скрипку, письменный прибор, ноты.

Музей — особое место, где в экспонатах живет сам история. Много любопытного можно узнать, знакомясь с музейными экспозициями. Например, о том, что в первые послереволюционные годы в Полевском существовал Союз воинствующих безбожников, проводивший в городе антирелигиозную музыкальную пропаганду. Участники Союза имели членские билеты, нагрудные значки, издавали литературу — "Безбожные песни", "Частушки на антипасхальные темы". Или о том, что Полевской радиоузел часто включал в свои программы музыкальные передачи, радовал слушателей и "живой" музыкой. И здесь опять нужно вспомнить Дмитрия Георгиевича Медведева, учителя пения, художника, создателя струнного и духового оркестров, руководителя хоровых коллективов (народных, цеховых, ветеранов труда). Дома у него стоял очень редкий инструмент — клавикорд. А в музее сейчас можно увидеть рукописные партитуры Дмитрия Георгиевича, где записаны русские романсы, народные песни, фольклорные произведения, песни зарубежных авторов.

Середина 1930-х гг … Именно тогда музыкальное образование в городе начало приобретать системность. По инициативе Д. Г. Медведева в школах были введены уроки пения. При радиоузле в Банковском переулке под руководством его супруги Л.Г. Медведевой был организован детский хор. В школе №1 появилась живая музыкальная газета Андрея и Раисы Полежаевых. А на танцевальных вечерах в клубе имени Кикура заиграл струнный оркестр, первым руководителем которого стал Николай Безответных. В течение 2-3 лет состав участников этого коллектива обновился, а преемником первого руководителя стал Николай Бажов.

Виктор Михайлович Дубяга — музыкант, оставивший заметный след в музыкальной жизни Полевского. Он не только руководил своим детищем, хоровой капеллой при клубе криолитового завода, но и сочинял песни и инструментальные пьесы — "Песня мира", "Раздумье", инструментальная пьеса "Русская мелодия". Имея большую личную нотную библиотеку, Виктор Михайлович делал собственные хоровые аранжировки, большинство из которых народные, патриотические. Особая заслуга В. М. Дубяги ­ составление сборника "Основы нотной грамоты". Талантливый музыкант, он был еще, образно говоря, и музыкальным краеве­дом, собрал немало песен о родном крае — "Уральский лес" (музыка Б. Гибалина), "Урал" (музыка Б. Манжоры), "Песня об Урале" (музыка А. Кайгородова) и др.

В военные годы в Полевском, как и повсюду в России, музыка, и прежде всего песня, стала тем стержнем, который помогал людям выдержать, выстоять и победить.

Отгремели бои, страна залечивала раны. Но не хлебом единым жив человек. Потребность прикоснуться к Прекрасному приводила полевчан в творческие коллективы. Центром городской культуры в те годы был клуб имени Сталина. Занимавшийся в нем театральный коллектив под руководством режиссеров Н. Ляха-Раскольникова и А. Краковского знали и любили многие горожане. В репертуаре коллектива были не только драматические, но и музыкальные спектакли. В этих же стенах проходили репетиции народного хора. Для юных полевчан Е. Спешков поставил детский балет "Гуси-лебеди". Сцена клуба была подобна театральным подмосткам, на ней часто звучали отрывки и сцены из опер и оперетт "Свадьба в Малиновке", "Сорочинская ярмарка" М.П.Мусоргского (хореография Е. Спешкова, музыкальное оформление Б. Костарева) и др. Наряду со взрослыми было немало и детских коллективов. А в субботние и воскресные дни "живой" джазовый оркестр сопровождал музыкальные вечера. Музыканты не были профессионалами, но играли замечательно.

Городской Дом пионеров был еще одной творческой площадкой. Популярные в те годы агитбригады, спектакли, композиции о родном крае, по мотивам сказов П. П. Бажова — вот лишь некоторые из форм работы, где музыка занимала видное место. Руководитель кружка баянистов Г. А. Трофимов не только аккомпанировал выступавшим, но и сочинял для композиций песни — "Я славлю город свой", "Песня о Полевском".

С открытием в городе двух дворцов культуры музыкальная жизнь качественно изменилась. На помощь энтузиастам и руководству коллективами пришли музыканты-профессионалы. Осе­нью 1955 г. открыл свои двери ДК Полевского криолитового завода, возглавил его А. Л. Моряхин. Спустя еще четыре года, весной 1959, вступил в строй ДК Северского трубного завода, первым директором которого стал Л. И. Сморавский. Многие годы эти флагманы культуры делали большое общее дело, по хорошему соперничая друг с другом. В каждом ДК были свои "изюминки". Коллективы дворцов взяли под свою опеку уже развитую в то время цеховую самодеятельность, музыкально-драматические коллективы, вокальные и инструментальные ансамбли. Занимавшиеся в ДК криолитового завода оркестровые коллективы, эстрадный оркестр (руководитель В. Ушаков), эстрадно-симфонический оркестр (руководитель Селезнев), духовой оркестр (руководители В. Баженов и И. Хомяков) были известны всем горожанам. Имел своих поклонников и почитателей и хор русской народной песни, с которым в разные годы работали В. Лугинин, А. Безбородов, Н. Казанцева.

Еще более музыкальная жизнь Полевского оживилась с приходом в ДК трубного завода профессионального музыканта А. Ф. Молокова.

К этому же времени относится и рождение джазового оркестра, появление прекрасных солистов Р. Хаврониной, А. Красноселовой и приход новых руководителей — Гусева, организовавшего академический хор, Б. Космарева, возглавившего русский народный хор и духовой оркестр, и О. М. Рудометовой, создавшей вокальный коллектив, где получили хорошую школу Р. Хавронина и Б. Бердиков, ныне солист Пермской областной филармонии. Как дань времени появились и вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

Одновременно с открытием дворцов культуры в городе наметилось еще одно направление творчества, связанное с созданием в 1954 г. детской музыкальной школы № 1. Ее первый директор А. Ф. Молоков был человеком необыкновенной музыкальной эрудиции и имел хорошие организаторские способности. Первыми педагогами школы стали В. С. Ложкин и Е. А. Вердони. Начальное музыкальное образование — это уже иной уровень музыкальной культуры и профессионализма. И все же ДМШ № 1 и открывшаяся спустя 20 лет ДМШ № 2 элитарными заведениями не стали. Своей задачей они ставили и ставят широкий охват детей музыкальным образованием, повышение их эстетического уровня.

Музыкальная школа в северной части города открылась по многочисленным просьбам жителей. Самое активное участие в ее открытии принял бывший директор Северского трубного завода В. Г. Вершинин. В южной части сначала появился филиал этой школы, который затем трансформировался в ДМШ № 2. Контингент учащихся обеих школ, составлявший на начальном этапе 100 человек, к нынешнему времени вырос в 7 раз. Всего школы подготовили более 1 500 выпускников, 200 из них стали профессиональными музыкантами. Сейчас обучение ведется по 12 специальностям.

В работе педагогов-музыкантов накопилось много хороших традиций культурно-просветительской деятельности: проведение праздничных и тематических концертов, лекций и бесед в школьных и рабочих коллективах, встреч с уральскими композиторами и концертов профессиональных артистов, праздников хоровой музыки и вечеров с участием различных ансамблей, концертов учеников и педагогов в самых разных аудиториях и залах — от подмостков маленьких сельских клубов до роскошной сцены Екатеринбургской филармонии. Педагоги школы всегда вели большую общественную работу — тесно сотрудничали с городским управлением образования, консультировали учителей пения, выступали с проблемными и музыкальными статьями на страницах городской газеты.

Постоянно растет уровень профессионального мастерства педагогов (сейчас в коллективе большинство преподавателей с высшим музыкальным образованием). Это позволяет повышать качество работы, постоянно участвовать в кустовых и областных смотрах и конкурсах, занимать призовые места.

Широка география работы выпускников школ — Рига, Улан-Удэ, Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург. Коллективы ДМШ № 1 и ДМШ № 2 на 90 % укомплектованы своими бывшими учениками.

Приятно слышать об успехах детского муниципального хора "Аврора" (Екатеринбург), где концертмейстером работает выпускница школы Марина Казанцева. Пианистка Ольга Порохина преподает в одной из музыкальных школ Санкт-Петербурга. Елена Мишарина работает директором музыкальной школы в г. Щелково (Подмосковье), Игорь Помазкин руководит ВИА в Новочеркасске, сочиняет песни на свои стихи. Одну из них он посвятил родной музыкальной школе в день ее 40-летнего юбилея. В Екатеринбурге работают В. Г. Пастухов — директор музыкального училища имени П. И. Чайковского, А. Д. Шершелюк — директор училища искусств, Людмила Трусова — концертмейстер Екатеринбургского академического театра музыкальной комедии.

В середине 60-х гг. ДК Северского трубного завода возглавил В. С. Цуканов — режиссер, художник, разносторонне образован­ный человек. Вместе с тогдашним директором ДМШ Р. А. Денисовым он стал вдохновителем и руководителем постановки оперы Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем". Р. А. Денисов полностью подготовил партитуру оперы для местных исполнителей.

Солистами были Г. Э. Циндлер, Ю. Цуканова, М. Григорьева. Репетиции шли более 3 лет, но по ряду причин премьера оперы не состоялась.

Вообще, 60-е гг. были отмечены подъемом самодеятельного художественного творчества — ежегодные областные, региональные и всесоюзные смотры народных талантов, смотры, посвященные юбилейным датам, определенным жанрам искусства. Несколько позже эти мероприятия переместились и на телевизионный экран. Много лет волновал сердца полевчан конкурс молодых исполнителей эстрадной песни "Юность комсомольская моя". Из нашего города лауреатами конкурса стали Ирина Смирнова и Вера Мозговая. В 1997 г. этому конкурсу исполнилось 25 лет.

Больше 20 лет существует в ДК Северского трубного завода академический хор, удостоенный звания "Народный самодеятельный коллектив" (хормейстер Г. П. Губина). Из этого хора вырос мужской вокальный ансамбль "Рифей". Этот ансамбль — дипломант международного конкурса "Поющее мужское братство". Из академического хора вышел в большую творческую жизнь Александр Подольхов, ныне солист Малого оперного театра имени М. П. Мусоргского в Санкт-Петербурге.

Большой сценический стаж имеют сестры Гостюшевы — Степанида, Екатерина, Тамара и Валентина. Они — лауреаты многих конкурсов. Коллектив настолько самобытен, что не нуждается в руке режиссера. Известны всем полевчанам и любимы ими народный самодеятельный коллектив "Красная гвоздика" (руково­дитель Л. И. Канцур) и женский вокальный ансамбль "Лира" (руководитель Е. Рудева).

Особое место в культурной жизни города и района занимает фольклор. Для его сбора и изучения к нам приезжали сотрудники областного Дома фольклора и студенты и преподаватели Уральской государственной консерватории (руководитель Т. Калужникова). По воспоминаниям народных исполнителей и архивным материалам восстановлены уральские календарные обряды — святочные, масленичные, троице-седмичные, а также основной круг сопровождавших их песен. Описания этих праздников даны в форме живых рассказов жителей уральских поселков и деревень.

Заповедная область устного народного творчества — мир детского фольклора. В материнской поэзии, детских считалках, закличках, дразнилках, пестушках и потешках сосредоточилась вся мудрость народной педагогики. Много старых песен записано от бывшей "няни" Анастасии Кузьмовны Крылатковой 1914 года рождения из деревни Красная Горка Полевского района. Записаны песни с учетом местного говора.

Много лет была известна в Полевском фольклорная группа под руководством А. Абрамова. На ее базе проводились обрядовые праздники — Рождество, Масленица, проводы русской зимы и др.

По инициативе группы ветеранов труда на сцене ДК Северского трубного завода был поставлен обрядовый спектакль "Северская свадьба". Он длился 1 час 40 минут и прошел при аншлаге 7 раз, был удостоен диплома I степени на областном смотре. Энтузиастами постановки были Т. А. Васильева (она написала текст) и В. В. Корягина. Спектакль был создан на основе местного фольклора, все использованные в нем обрядовые песни и танцы присущи только Полевскому. В постановке приняли участие все коллективы ДК — драматический, танцевальный, хор ветеранов. Поставила спектакль В. Н. Молокова. Главные роли исполнили Л. Неуймина, Г. Чухнин, В. Бучкин. В остальных ролях — свах, сватий, родных — были заняты ветераны нашего города. Вся одежда и реквизит были не бутафорскими, а подлинными, из бабушкиных сундуков. Спектакль прекрасно оформил В. Цуканов.

Рассказывая о музыкальной культуре города, было бы несправедливо умолчать о ее внешней стороне, или, иными словами, о культурных связях.

Нет такого жанра музыкального искусства, который бы ни слышали или не видели полевчане в своем городе — у нас выступали коллективы областных академических театров оперы и балета и музыкальной комедии, балетные коллективы, солисты, ансамбли, оркестры, хоры. Многолетние связи существуют у города со Свердловской областной филармонией, артисты которой ведут в Полевском лекции-концерты "Новеллы о музыке". Меняются составы концертных бригад, темы новелл, их ведущие, но неизменным остается интерес юных полевчан к этим выступлениям. В связи с открытием в Екатеринбурге Театра эстрады появился новый абонемент — "Приглашение к музыке".

И дети, и взрослые с удовольствием посещают концерты во дворцах культуры и центре досуга "Азов". Там выступали молодой балет из Казахстана, артисты хореографической компании "Балет плюс" (художественный директор О. Петров), Уральский государственный оркестр русских народных инструментов (руководитель Л. Шкарупа), юношеский камерный оркестр под руководством В. Усминского, Уральский русский народный хор, ансамбль народных инструментов Театра эстрады, "Русское кабаре", лауреаты юношеского конкурса гитаристов из Челябинска, детский духовой оркестр из Екатеринбурга (руководитель Н. Николаев), лауреат международного конкурса ансамбль народных инструментов "Аюшка" (руководитель В. Зыкин), детский муниципальный хор "Аврора" из Екатеринбурга, камерный оркестр "В-А-С-Н" и др.

Многие из этих выступлений были организованы коллективом ДМШ и ее директором Т. В. Шелегиной, ныне возглавляющей Управление культуры администрации города Полевского, страстным пропагандистом музыкальной культуры.

Все эти выступления, несомненно, обогатили музыкальную жизнь города Полевского.

Культуру и искусство справедливо называют духовным хлебом человека, без которого он не может жить, так же, как и без хлеба насущного. И не было еще такого времени в истории человечества, чтобы музыка была не нужна людям. Легче научить человека математике, физике и другим сложным наукам, чем развить и воспитать у него чувство прекрасного, подарить ему чудесный "магический кристалл", через который обыденный привычный мир вдруг засияет неповторимым многоцветьем красок. Искусство будило и всегда будет пробуждать в людях лучшие их качества.

1 comment to Полевские культурные гнезда. Полевской музыкальный

Вы должны войти, чтобы комментировать.